Как изменился Sukhoi Superjet 100 перед поездкой на "Ле Бурже"

рейтинг: +13+x

27 May 2015 11:20 Источник

Корреспондент "РГ" облетал на тренажере лайнер, который будет представлять "Гражданские самолеты Сухого" на грядущем парижском авиасалоне.

Международный авиасалон "Ле Бурже-2015" пройдет под Парижем c 15 по 21 июня. Там покажут и Sukhoi Superjet 100, самый успешный проект отечественного авиапрома. На салон прилетит несколько необычный самолет. Внешне это серийный Superjet, десятки которых летают по всему миру. Его эксплуатации началась в апреле 2011 года. К маю нынешнего самолеты Superjet в разных авиакомпаниях налетали 100 тысяч часов.

Но у этой конкретной звезды парижского салона есть несколько изюминок. Пассажиры и посетители "Ле Бурже" не найдут в нем 13-го ряда. К радости суеверных: в его салоне сразу за 12-ым идет 14-ый.

А еще, пожалуй, это единственный в своем роде самолет, где у милых дам на борту есть свой туалет. Все привыкли: в аэропортах у мужчин и женщин разные санузлы, в воздухе - общие. На этом самолете их разделили. Мужской - в носовой части, женский - в хвосте, он просторнее и комфортнее, оснащен непривычно широким пеленальным столиком. Чтобы туалеты не перепутали, дамский отмечен особым розовым значком.

Замечу: такие изюминки присущи не всем Superjet. Самолет, который увидят посетители "Ле Бурже", построен по заказу мексиканской авиакомпании "Interjet". Сейчас лайнер находится в Венеции, в ангаре компании "SuperJet International". Отдельный санузел для сеньор и сеньорит, а также отсутствие всего, что ассоциируется с несчастливыми приметами и цифрами - требование мексиканцев. В других компаниях на Superjet туалеты пока общие.

А вот чего нет ни на одном Superjet в мире, так это ряда кресел под буквой B. В самолете применена удачная компоновка салона: 2+3. Нумерация кресел идет от иллюминатора: A, B, C. Сократив один ряд, инженеры решили отказаться заодно и буквы, чтобы исключить путаницу. За счет такой компоновки удалось существенно расширить центральный проход. Бортпроводник с тележкой здесь легко разминется с пассажиром.

"У бразильского Embraer - конкурента Superjet, пассажирский салон менее комфортен, - рассказывает президент компании SuperJet International итальянец Назарио Каучелья. - И вообще среди региональных самолетов Superjet самый удобный для пассажиров".

Именно подчиненные г-на Каучелья сейчас готовят Superjet, который покажут на парижском салоне. В цехах в Венеции можно увидеть три таких лайнера. Один только что прилетел с российского авиазавода, он в серо-желтой грунтовке. Для примера: если автомобиль, сошедший с конвейера, красят на этом же заводе, то в авиации не так. Superjet окрашивают только в двух городах: в Ульяновске и в Венеции. В зависимости от пожеланий компании-заказчика, устанавливают кресла и интерьеры.

Как рассказал президент Каучелья, в его центре бригада из 10-12 маляров окрашивает один самолет за две недели. А всего на подготовку и передачу лайнера заказчику уходит до двух месяцев.

В Венеции происходит и переучивание экипажей на Superjet. Время и программа обучения рассчитывается индивидуально, определяющий фактор - самолет, на котором до Superjet летал конкретный пилот. Со старых, в кабинах которых установлены хрестоматийные приборы со стрелками, а пилот сжимал в руках классический штурвал - обучение на порядок сложнее. Вместо штурвала в кабине сегодня устанавливают похожую на компьютерный джойстик ручку (сайдстик), расположенную сбоку от пилота. И никаких приборов со стрелками, вся информацию выводят на дисплеи. Пилотам старой школы тяжело привыкать к современной кабине. Но это вполне возможно.

Автору этих строк в Венеции предоставили возможность полетать в тренировочном центре на тренажере Superjet. Называется FFS (fullflightsimulator) и в переводе не нуждается, так как на всех языках симулятор и есть симулятор. Внешне FFS напоминает пришельца из "Войны миров" по роману Герберта Уэльса. Выглядит как белоснежная сфера на непропорционально длинных ногах-манипуляторах. Таких всего три в мире: два в России, один в Италии.

Для сравнения: "пустой" лайнер стоит 35,4 миллионов долларов. Точнее это цена, с которой начинают диалог производителя и компании-заказчика. А дальше все зависит от того, что в результате захочет получить перевозчик. А тренажер стоит 15 миллионов долларов. Но это потрясающе реалистичная штука, отрабатывает каждый затраченный доллар.

Полет на тренажере лично у меня получился даже более реалистичным, чем хотелось. В "сферу" помещается пять человек: два пилота и три наблюдателя. Кабина тренажера не просто копирует кабину Superjet - фактически она таковой и является. После "взлета" и до "посадки" тренажер нельзя покинуть просто физически: трап убирается. Поднялся на "борт", летишь со всеми, до конца. В кабине все, включая наблюдателей, размещаются в креслах.

Уже "в воздухе" я, увлекшись фотографированием, беспечно покинул свое кресло. Психологически ты ведь помнишь, что "летаешь" условно, на самом деле, как бы реалистично не выглядели пейзажи за остеклением кабины, фактически ты - на земле.

В этом случае психология подвела: пилот резко потянул на себя сайдстик, и тренажер-"пришелец" мгновенно наклонил кабину. И я, согласно по всем законам физики, полетел прямо в переборку. Не долетев несколько сантиметров до обшивки, был виртуозно пойман сопровождающими и водворен в свое кресло, где пристегнутым просидел до самой "посадки". Порядок есть порядок.

Упомянутый сайдстик, заменивший привычный штурвал, не связан с плоскостями управления напрямую. Любое его движение обрабатывается бортовыми компьютерами и только после этого информация передается к гидравлическим приводам. Гидравлика совершает необходимые движения рулевых плоскостей. Это важно, так как если компьютер посчитает движение сайдстиком опасным для лайнера, то такая команда не будет выполнена. Проще говоря, если пилот решит выполнить маневр, который погубит самолет, то компьютеры не позволят ему этого сделать.

Кто-нибудь возразит: а как же нашумевшая катастрофа прошлого? Ответ: та катастрофа и есть прошлое, а сегодня и завтра у Superjet иные. Этот самолет буквально заточен на безопасность. Можно не вдаваться в тонкости работы бортовых систем и алгоритмы предотвращения опасных ситуаций. Пассажир просто должен сесть в комфортное кресло и долететь туда, куда ему надо. Все остальное лирика и информационная борьба конкурентов. Superjet - безопасен. Где лучше готовят экипажи, красят и "тюнингуют" Superjet - в нашем Ульяновске или в Венеции? Эксперты говорят, что так вопрос просто не стоит. К тому же, в Венеции делают эксклюзивный интерьер, разработанный известной итальянской компанией "Pininfarina", и его вообще некорректно с чем-то сравнивать.

Образно говоря, два центра - в России и в Италии - поделили земной шар пополам. Сейчас в Комсомольске-на-Амуре собирают 100-ый по счету Superjet. Спрос на эти лайнеры оценивается в 1300 машин, в ближайшие 15-20 лет Superjet может реально претендовать на 10% процентов рынка в своем сегменте. Работы всем хватит.

(опубликовано: maverick-lab)

рейтинг: +13+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи