SSJ-100 пока летает мало

рейтинг: +1+x

04 Apr 2016 12:05 Производителю самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) удалось улучшить финансовый результат в 2015 году: чистый убыток сократился почти вчетверо — до 10,8 млрд руб., в том числе за счет выделения многомиллиардной господдержки. Но показатели компании могли бы быть лучше, если бы ГСС выполнила план продаж. Кроме того, компании пока не удалось справиться с поломками SSJ-100: по данным источников “Ъ”, переданные заказчикам самолеты приходится много ремонтировать, из-за чего контракт с «Аэрофлотом» признан «заведомо убыточным».

Выручка АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) по РСБУ за 2015 год выросла почти на 22%, до 35,3 млрд руб., за счет роста рублевых цен на самолеты. Себестоимость продаж при этом увеличилась практически на 28%, до 33,6 млрд руб. ГСС сократили чистый убыток до 10,7 млрд руб., в 3,7 раза, с почти 40 млрд руб. в 2014 году. В целом накопленный убыток компании на конец года вырос с 65 млрд руб. до 75 млрд руб.

АО «Гражданские самолеты Сухого» образовано в 2000 году для создания новых образцов гражданской авиационной техники. Акционеры — ПАО «Компания “Сухой”» (94,1%), итальянская Finmeccanica (5,9%) с правом блокирующего голоса. В марте 2015 года материнская компания «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) была докапитализирована на 100 млрд руб. через механизм ОФЗ для реструктуризации долгов ГСС, составлявших тогда $1,75 млрд. Всего на создание SSJ-100 с 2007 года по июнь 2015 года ОАК потратила 55,7 млрд руб.

В отчете компания объясняет отрицательные финансовые результаты деятельности «в основном невыполнением плана продаж воздушных судов на российском и международном рынках». В 2015 году ГСС реализовала 25 SSJ-100, в том числе 5 — за рубеж. В 2014 году всего было произведено 27 самолетов, из них на внутренний рынок — 18 самолетов, а на экспорт — 9. В 2015 году выручка по программе составила 35,3 млрд руб. при ее себестоимости в 33,6 млрд руб. При этом выручка в РФ составила 28 млрд руб., в Европе — 5,8 млрд руб., в Азии — 1,4 млрд руб. (в 2014 году выручка составила 29 млрд руб., себестоимость программы — 26,2 млрд руб.). В октябре 2015 года план продаж самолетов был снижен на 28%, до 595 штук, до 2031 года, то есть до менее чем 31 самолета в год.

В ГСС также считают, что на результаты негативно сказывается «выполнение заведомо убыточных контрактов». В отчетности говорится, что в 2005 году ГСС заключила договор с «Аэрофлотом» на поставку 30 самолетов в спецификации заказчика. Но, согласно договору, самолеты приобретались по цене существенно ниже каталожной (порядка $18 млн вместо $35 млн) и ниже фактических затрат на производство и их реализацию, говорится в отчетности. В договоре прописаны штрафные санкции за досрочное расторжение соглашения или за простой самолета из-за неисправностей, возникших по вине ГСС. В результате договор был классифицирован как заведомо убыточный, что привело к созданию оценочного обязательства. На конец 2015 года обязательства по простоям воздушных судов оценивались почти в 700 млн руб. против 389 млн руб. в конце 2014 года.

В «Аэрофлоте» сообщили, что эксплуатация SSJ-100 «показывает положительную динамику», несмотря на наличие «детских болезней», самолет очень перспективен. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что из-за постоянных поломок и неисправностей среднесуточный налет SSJ-100 составляет 4–5 часов, хотя в среднем самолет такого типа должен эксплуатироваться не менее 7–9 часов в сутки. Собеседник добавил, что в результате около половины парка SSJ-100 в «Аэрофлоте» простаивает на земле, что приносит не только финансовые, но и имиджевые потери.

В отчетности ГСС отмечается, что в 2016 году «будет продолжена начатая в 2015 году реализация ряда поручений президента, направленных на стимулирование продаж SSJ-100 на внутреннем рынке». В 2015 году на внеконкурсной основе была докапитализирована Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на 30 млрд руб. «для активизации продаж отечественной авиатехники на внутреннем рынке за счет операционного лизинга». В августе 2015 года ГТЛК и ГСС подписали твердый контракт на поставку 32 судов с опционом еще на 28 самолетов.

Вся выделенная сумма уже передана в ГСС, что позволило полностью оплатить производство 10 SSJ-100 и частично авансировать строительство еще 22 самолетов. Оставшиеся деньги для полной оплаты строительства самолетов ГТЛК будет привлекать из внебюджетных источников. Потенциальным лизингополучателем SSJ-100 может стать любой российский региональный авиаперевозчик. С рядом авиакомпаний — «Ямал», «Оренбуржье», «Тувинские авиалинии» — подписаны соглашения в рамках авиасалона МАКС-2015.

«Меры господдержки, что выделялась на проект SSJ-100 в 2014–2016 годах, включая увеличение капитализации ОАК, целевое финансирование поставок самолетов через ГТЛК и субсидирование процентных ставок по кредиту на покупку отечественных самолетов в лизинг, не привели к увеличению поставок, а по факту она даже сократилась,— говорит эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов.— Поэтому надо приготовиться к тому, что в 2016–2017 годах программа Sukhoi Superjet 100 потребует новых больших вложений со стороны государства или принятия кардинальных решений».

Елизавета Кузнецова

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2955072

(опубликовано: OldStrannik)

рейтинг: +1+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи