Гидравлическая система подвижности и другие новшества полнопилотажного тренажера для SSJ100

рейтинг: +7+x

11 Mar 2013 15:09 Учебная база Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА) пополнилась в декабре 2012 г. полнопилотажным тренажером экипажа самолета Sukhoi Superjet 100. Тренажер разработан и создан в ЗАО ЦНТУ "Динамика", которое получило контракт на его поставку по итогам открытого аукциона, проведенного Росавиацией в августе 2011 г.

ffs-ssj100-1.jpg

Полнопилотажный тренажер экипажа SSJ 100 стал вторым по счету тренажером отечественного производства, разработанным в России с учетом международных требований к самолетным тренажерам высшей категории сложности. Первый тренажер такого класса для новых отечественных самолетов был построен годом ранее компанией "Транзас" по заказу лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." и предназначен для подготовки экипажей Ан-148 в учебном центре S7 Training в Домодедово. Для России заказы на тренажеры такого уровня все еще остаются единичными, и вряд ли можно говорить о сложившемся тренде, однако налицо явные перемены. Сам факт успешной реализации таких проектов является новой точкой отсчета для отечественного авиатренажерного рынка и означает создание собственной школы разработки и производства современных обучающих тренажерных комплексов для подготовки пилотов гражданской авиации.

Поставленный в УВАУ ГА тренажер предназначен для обучения и тренировки экипажей SSJ 100 пилотированию, навигации и эксплуатации бортовых систем и оборудования самолета, а также действиям при возникновении отказов, неисправностей и особых случаев в полете. По условиям контракта тренажер проектировался в соответствии с требованиями к тренажерному устройству имитации полета уровня VII по квалификации Doc. 9625 ICAO от 2009 г.

Большинство экспертов называли срок поставки тренажера, заявленный в контракте Росавиации, практически нереальным. На подобный проект даже опытные западные производители берут как минимум полтора года. Действительно, для "Динамики", выступившей общим интегратором и координатором проекта, организационная часть работ по созданию тренажера SSJ 100 оказалась едва ли не сложнее технической, тем более с учетом того, что в кооперации по проекту участвовали многие партнеры, в том числе и зарубежные. Что касается технической части проекта, о ней стоит рассказать подробнее, поскольку при разработке тренажера были использованы решения, выходящие за рамки основных тенденций существующей западной школы разработки тренажеров.

Сегодня практически все ведущие западные производители используют электромеханические системы подвижности для тренажеров магистральных самолетов. Мотивируется этот выбор тем, что при вполне приемлемых параметрах имитации акселерационных эффектов такие системы имеют предпочтительные эксплуатационные характеристики. Однако эти системы обладают и рядом существенных недостатков, одним из которых является качество воспроизведения акселерационных эффектов, которое оказывается приемлемым только при моделировании штатных режимов полета неманевренных самолетов. "Динамика" предложила иное решение, разработав собственную гидравлическую систему подвижности нового поколения. "Эта система существенно превосходит по характеристикам аналогичные электромеханические системы и является одной из лучших в мире на сегодняшний день по своим параметрам, — говорит руководитель отделения базовых тренажерных технологий ЦНТУ "Динамика" Дмитрий Почкаенко. — Увеличенный диапазон перемещений при одинаковых размерах с аналогичными системами, высокая точность воспроизведения интенсивных и продолжительных перемещений, очень низкий уровень акселерационных шумов, а также расширенный частотный диапазон позволяют значительно повысить достоверность воспроизводимых акселерационных эффектов, включая тряску и вибрации. Уникальная конструкция гидроцилиндров и высокоэффективная система гидропитания существенно улучшают эксплуатационные характеристики по сравнению с известными гидравлическими системами".

При создании тренажера SSJ 100 "Динамика" осуществила проектирование и изготовление конструкции тренажера и его систем, в том числе разработку и изготовление силовой платформы, отсека рабочих мест инструктора и проверяющих, интеграцию макета кабины и системы визуализации, а также дизайна декоративной оболочки тренажера. Кроме того, компанией выполнен комплекс работ, связанных с подготовкой в УВАУ ГА помещений для установки тренажера и его систем, которые должны соответствовать определенным техническим требованиям.

По техническому заданию "Динамики" разработку и поставку полностью интегрированной широкоугольной коллимационной системы отображения выполнила компания BARCO — признанный мировой лидер в области систем визуализации для профессиональных приложений. "К сожалению, в России пока систем визуализации необходимого уровня вообще нет, — комментирует Дмитрий Почкаенко. — В "Динамике" есть свои разработки в этой области, теория здесь вся известна, и я думаю, что мы в ближайшем будущем создадим собственную панорамную коллимационную систему. Однако в действующем контракте делать ставку на новую разработку было рискованно, нам требовалось проверенное гарантированное решение в очень сжатые сроки, и мы обратились к BARCO". По качеству предоставленное решение соответствует всем требованиям, предъявляемым к системам визуализации тренажеров уровня VII по классификации Doc. 9625 ICAO. По словам главы представительства BARCO в России Петра Брусенцева, "на сегодняшний день в России тренажеры с подобными системами визуализации можно пересчитать по пальцам. Система обеспечивает коллимированное изображение с углами обзора 200° по горизонтали и 40° по вертикали для обоих пилотов".

Компания "Гражданские самолеты Сухого" стала одним из ключевых партнеров в кооперации по проекту создания тренажера SSJ 100, выполнив работы по поставке макета кабины самолета с полным комплектом бортового оборудования и вычислительного комплекса со специальным программным обеспечением, моделирующим динамику полета самолета и работу всех его систем. Кроме того, ГСС осуществила поставку и интеграцию системы генерации изображений закабинного пространства с использованием программного обеспечения "Аврора", а также системы имитации акустических шумов разработки компании "Транзас". Для ГСС участие в проекте было связано с новым опытом, поскольку впервые полнопилотажный тренажер SSJ 100 разрабатывался и создавался в России, ранее три тренажера были поставлены компанией Thales (в настоящее время L3 Communication).

Создание тренажера SSJ 100 для ЦНТУ "Динамика" стало важным этапом на пути освоения рынка тренажеров для гражданских воздушных судов, поскольку в основном компания специализировалась на разработке и производстве полной линейки технических средств обучения для военных самолетов и вертолетов. "Опыт реализации проекта создания тренажера SSJ 100 был чрезвычайно важен, т.к. мы намерены увеличивать долю гражданских проектов в портфеле заказов компании, — говорит исполнительный директор ЗАО ЦНТУ "Динамика" Александр Островой. — Мы надеемся, что предстоящая процедура сертификации тренажера даст нам необходимый опыт, который поможет обрести уверенность в будущих проектах в интересах гражданской авиации".

FFS-SSJ100.jpg

В настоящее время учебная материально-техническая база УВАУ ГА обладает одним из лучших тренажерных центров в России и включает комплексные, навигационные, диспетчерские и специализированные тренажеры для обучения летного и инженерно-технического персонала на различные типы воздушных судов. Поставка в высшие летные училища гражданской авиации полнопилотажных тренажеров современных магистральных самолетов — новое явление для российской системы подготовки летных кадров. В августе 2012 г. в УВАУ ГА впервые был установлен тренажер уровня D для самолетов типа Airbus A320, вторым аналогичным по классу тренажером стал полнопилотажный тренажер экипажа самолета SSJ 100. Предполагается, что на базе тренажерного центра, оснащенного самыми современными техническими средствами обучения, будут осуществляться программы как для целевой подготовки выпускников училища, еще не имеющих большого опыта полетов, так и для переподготовки и повышения квалификации действующих пилотов коммерческой авиации.

Источник - Авиатранспортное обозрение от 10.03.2013, автор - Светлана Поповьян

(опубликовано: Nick-aviator)

рейтинг: +7+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи