Десять лет спустя

рейтинг: +12+x

17 May 2017 11:06 Kто бы что сегодня ни говорил, а проект SSJ 100 состоялся. Да, самых современных самолетов российского производства пока продано меньше, чем изначально планировалось. Но если судить трезво, то SSJ 100 никто с распростертыми объятиями и не ждал. Рынок региональных самолетов конкурентен, и для того чтобы российская продукция в этом сегменте заняла достойное место, потребуется еще много времени и сил.

Да, ВС прежде всего в России (говорят, в мексиканской Interjet эксплуатация ВС проходит образцово-показательно) летают не так интенсивно, как хотелось бы: по данным ТКП, средний налет одного SSJ 100 у российских операторов в период 2011–2015 гг. не превысил 1,5 тыс. ч/год (около 4 ч в день). Но доля пассажирооборота, выполняемого этими региональными машинами в гражданской авиации России, неуклонно растет — с 0,04% в 2011 г. до 0,81% в 2015 г. (данные издания "Ежегодник АТО — 2016") и уже превышает аналогичный показатель других самолетов советского и российского производства предыдущего поколения.

В 2007 г. в Комсомольске-на-Амуре ведущий церемонии презентации первого опытного экземпляра SSJ 100 (бортовой номер 95001) спросил тогдашнего главу компании "Сухой" (ныне ректора МАИ) Михаила Погосяна о критиках, не верящих в возможность предприятия, заточенного на военные программы, создать гражданский продукт, и получил ответ: "Разумеется, скептики были. Вначале они говорили, что мы не сможем спроектировать в столь сжатые сроки (за пять лет. — Прим. ATO) гражданский самолет. Потом они сомневались, что мы сможем организовать производство этого самолета, и нам пророчили провал запуска программы. Лучший аргумент — готовый SSJ 100 находится прямо здесь, в этом ангаре. Реализуя этот проект, мы выстроили абсолютно новую систему организации работы, в основе которой лежит четкое бизнес-планирование, создание широкомасштабной международной кооперации, внедрение цифровых технологий — от проектирования до производства".
Количество с качеством

Спустя десятилетие после презентации первого опытного SSJ 100 "Гражданские самолеты Сухого" готовятся к выпуску 150-й серийной машины. В ближайшие пять лет производитель планирует вывести на рынок еще 170–180 самолетов (в том числе бизнес-версии), рассчитывая выйти на поставки 35–40 SSJ 100 в год.

Головной офис ГСС находится в Москве, на улице, названной в честь Николая Поликарпова, родившегося 125 лет назад. В полукилометре от здания компании — трансформаторная будка с графическим изображением авиаконструктора и его самолетов; это граффити в конце нулевых нанесли столичные учащиеся. Вполне возможно, что кто-то из них теперь трудится в ГСС или на других предприятиях авиапрома. А работать, в том числе благодаря SSJ 100, есть над чем. Например, специалисты ГСС продолжают совершенствовать машину и использовать полученный опыт для создания перспективных российских ВС.

На момент сдачи номера в печать (апрель) EASA, Авиарегистр МАК и Росавиация одобрили соответственно 77, 46 и 5 главных изменений типовой конструкции SSJ 100. И это не говоря о значительном количестве второстепенных изменений, позволивших (вкупе с главными) заметно улучшить технические и эксплуатационные характеристики ВС, повысить надежность и эксплуатационную технологичность парка самолетов. В будущем SSJ 100 получит дополнительные топливные баки (для бизнес-версии), возможность полетов по правилам ETOPS, захода на посадку по крутой глиссаде, взлета с подвыпущенными закрылками и др.

"Самое главное, что привнес Superjet в историю современного российского самолетостроения — он стал платформой для развития других проектов и международного сотрудничества в отрасли. Он наконец-то стал массовой серийной машиной, которая безопасно эксплуатируется в разных странах, в разных условиях. Наконец-то мы получили то, о чем мечтали, когда днем и ночью ты думаешь об одном: а может, мы чего-то забыли, а может, попробуем это решение или то, — говорит Игорь Виноградов, старший вице-президент ГСС по сертификации. — Мы наконец-то построили самолет, который должен вернуть затраты, вложенные в него. У нас же ни один самолет, за редким исключением — например Ан-2, не окупил выделенные на его создание средства. А наш проект изначально создавался из принципа возврата вложенных средств. На горизонте у нас уже появилась операционная прибыль".

Виноградов вспоминает, что на заре проекта серийно строить SSJ 100 предлагали заводы в Воронеже и Ульяновске, но в итоге было принято единственно правильное решение: "Когда рассуждают о влиянии проекта SSJ 100 на экономику России, нужно не забывать, что развитие Сибири и Дальнего Востока — один из приоритетов нашего государства. Под нужды программы SSJ 100 мы построили в Комсомольске-на-Амуре отдельный современный завод, сертифицированный европейскими авиавластями и способный выпускать до 50 самолетов в год. Появление новой производственной площадки в этом регионе — важное достижение. Людей на Дальнем Востоке никакими гектарами особо не закрепишь. Им нужна работа, приносящая заработок и удовлетворение. Эту задачу, на мой взгляд, мы решили".

Сегодня, когда производственные вопросы по SSJ 100 в целом решены, основные ресурсы ГСС направляет на развитие системы послепродажного обслуживания. У операторов SSJ 100 с опытом эксплуатации западной авиатехники есть обоснованные претензии к технической поддержке российского самолета. Впрочем, все они отмечают, что ситуация с послепродажным обслуживанием ВС уверенно улучшается.

Источник

(опубликовано: gik)

рейтинг: +12+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи