НПО "Сатурн" нацелено на повышение локализации производства двигателя для SSJ 100

рейтинг: +6+x
05 Jun 2017 08:02 sam146-engine.jpg

В апреле 2012 года НПО "Сатурн" (входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации) получило сертификат Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA) на производство серийных турбовентиляторных двигателей SaM146. Спустя пять лет рыбинские моторостроители выпустили более двухсот силовых установок, использующихся на самолетах Sukhoi Superjet 100 (SSj 100) российских и зарубежных авиакомпаний. Операторы ВС производства компании "Гражданские Самолеты Сухого" (ГСС) неофициально рассказывают о трудностях с эксплуатацией SaM146. НПО "Сатурн" при поддержке французских партнеров работает над увеличением ресурса двигателя.

Интегрированная силовая установка SaM146 (включает турбовентиляторный двигатель, мотогондолу с устройством реверса тяги, навесное оборудование) для региональных самолетов SSJ 100 производства ГСС остается пока единственным российским серийным продуктом в гражданском авиационном двигателестроении, созданным в новой России с нуля по нормам EASA.

Изначально двигатель SaM146 создавался для нового поколения региональных и магистральных самолетов вместимостью 60–120 кресел. Это совместный проект рыбинского НПО "Сатурн" (Ярославская обл.) и французской компании Safran Aircraft Engines (ранее — Snecma), реализуемый в рамках совместного предприятия PowerJet.

В программе SaM146 Safran Aircraft Engines отвечает за производство газогенератора, коробки приводов, системы управления, интеграцию силовой установки, летные испытания. В зоне ответственности НПО "Сатурн" производство вентилятора и каскада низкого давления, окончательная сборка двигателя и наземные испытания.

Курс на EASA

12 апреля 2012 г. в истории НПО "Сатурн" произошло важное событие: предприятие получило сертификат EASA на производство серийных двигателей SaM146. Тем самым российская моторостроительная компания подтвердила право самостоятельно выбирать поставщиков для двигателя SaM146, организовывать работу по производству продукции для европейского рынка и поднадзорные производства на других предприятиях.

В конце марта в НПО "Сатурн" прошел очередной плановый аудит EASA. Аудиторы проверяли условия производства серийных SaM146 на соответствие требованиям авиационных правил EASA Part 21. В результате проверки представители европейского агентства не выявили несоответствий, препятствующих пролонгации одобрения производственной организации на новый срок.

Продление сертификата EASA НПО "Сатурн" — необходимое условие для поставки двигателей SaM146 заказчикам из Евросоюза. Опыт реализации требований EASA Part 21 дает НПО "Сатурн" широкие возможности для организации международной кооперации и освоения производства других двигателей и компонентов.

Установка на Superjet

Первым и пока единственным применением SaM146 стал самолет SSJ 100. Решение об установке этого двигателя на воздушное судно производства ГСС приняли в 2003 г. На сегодняшний день по российским и европейским нормам создано и сертифицировано четыре модификации SaM146: 1S17 и 1S18 для моторизации самолетов SSJ 100 и SSJ 100LR соответственно, а также 1S17С и 1S18С для моторизации корпоративных, правительственных и VIP-версий SSJ 100.

Коммерческая эксплуатация самолетов SSJ 100 с двигателями SaM146 началась в апреле 2011 г. Сообщалось, что к началу июня 2016 г. для ГСС было поставлено 213 двигателей SaM146. Учитывая темпы производства SSJ 100, рыбинские моторостроители в 2017 г. должны выпустить трехсотый двигатель.

Летом прошлого года директор НПО "Сатурн" по экономике и финансам Алексей Соболев отмечал, что объемы поставок SaM146 будут сохраняться в ближайшие четыре года на уровне 70 двигателей в год.

По мнению начальника инженерного центра НПО "Сатурн" в Перми Андрея Душко, обнародованному в начале 2016 г., в следующие пять лет производителю SaM146 предстоит много работы, в том числе над продлением ресурса этой силовой установки. В начале 2016 г. в НПО "Сатурн" сообщили, что в жизни SaM146 произошло знаковое событие: в EASA была утверждена документация с результатами расчетно-экспериментальных работ на первом этапе продления ресурса деталей модуля турбины низкого давления — ресурс был увеличен на 30% и составил 8000 полетных циклов, что полностью отвечает задачам принятой общей стратегии увеличения ресурсных характеристик деталей SaM146.

Отметим, что ресурс двигателя SaM146 — головная боль для ряда коммерческих эксплуатантов SSJ 100. Об этом АТО на условиях анонимности рассказал технический специалист оператора самолетов: "С точки зрения реального ресурса двигатели SaM146 не удовлетворяют нашим потребностям. Опыт эксплуатации показывает, что при наработке силовой установки до 10 тыс. ч, например, в камерах сгорания появляются трещины, выходящие за границы, указанные в AMM (Aircraft Maintenance Manual — руководство по ТО. — Прим. АТО). Поэтому дальше эксплуатация двигателей осуществляется по разрешениям производителя. Получение таких разрешений предполагает более частый бороскопический осмотр SaM146. Зачастую это выбивает SSJ 100 из расписания. Мы рассчитывали, что ресурс двигателя будет вдвое больше, то есть на уровне силовых установок магистральных ВС западного производства, но на практике этого не происходит. Проблема еще и в том, что ремонтировать и арендовать двигатели — а арендных двигателей, кстати, не так много — пока предлагается за свой счет. Но постойте, нам же никто не говорил, что фактический ресурс этих двигателей такой, как сейчас".

sam146-infografika.jpg

Послепродажный заработок

В марте Алексей Соболев рассказал, что инвестиционная фаза по двигателю SaM146 пройдена: "План расширения пропускной способности SaM146 успешно реализуется. Серийное производство двигателей обеспечивает потребности ЗАО "ГСС". Экономика программы SaM146 в 2017–2018 гг. будет улучшаться за счет возрастающих доходов от послепродажного обслуживания двигателей".

НПО "Сатурн" получило сертификат EASA на право технического обслуживания и ремонта двигателя SaM146 в марте 2014 г. Производитель моторов из Рыбинска стал первой российской компанией, обладающей полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиадвигателей. В 2016 г. первые SaM146 должны были вернуться из эксплуатации в ремонт. На предприятии анонсировали заработок не только за счет производства газотурбинных двигателей, но и за счет их ремонта и поддержания в эксплуатации. По словам гендиректора ОДК Александра Артюхова, выход на окупаемость по программе SaM146 за счет послепродажного обслуживания ожидается начиная с 2021 г.

В своем выступлении на первом заседании Авиационной коллегии при правительстве России, состоявшемся в начале марта, руководитель корпорации отметил, что перед ОДК также стоит задача по увеличению уровня локализации производства двигателя SaM146 на территории РФ. По этому направлению запланирована двухэтапная работа: на первом этапе — с увеличением степени локализации до 55% по двигателю, на втором этапе — до 80%. Артюхов добавил, что кроме применения на SSJ 100 двигателями SaM146 могут быть оснащены самолеты-амфибии Бе-200. Сейчас на "летающие лодки" установлены турбореактивные двигателя Д-436ТП разработки украинского ЗМКБ "Прогресс". По официальным данным, производством этих силовых установок занимаются "Мотор Сич" и Уфимское моторостроительное ПО.

Руководство НПО "Сатурн" подчеркивает, что приобретенные благодаря проекту SaM146 компетенции позволяют рыбинскому предприятию уверено смотреть в будущее и активно участвовать в новых проектах российской двигателестроительной индустрии. Так, по словам генерального конструктора ОДК Юрия Шмотина, опыт разработки компрессора низкого давления в программе SaM146 позволил НПО "Сатурн" стать участником кооперации по созданию турбореактивного двигателя ПД-14 для ближнесреднемагистральных самолетов семейства МС-21.

При подготовке статьи использованы материалы газеты "Корпоративный ежемесячник "Сатурн".

Источник: http://www.ato.ru/content/sdelay-sam-0

(опубликовано: OldStrannik)

рейтинг: +6+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи