В России утвердили стратегию развития экспорта гражданского авиапрома

рейтинг: +4+x

26 Sep 2017 15:43 Российское правительство приняло стратегию развития экспорта продукции гражданского авиапрома до 2025 г., которая предусматривает соответствующую поддержку производителей самолетов, вертолетов, двигателей, агрегатов и приборов. Речь идет о помощи не только государственным структурам, но и частным производителям. Документ, по сути, дополнил обновленную стратегию развития авиапромышленности, одной из основных целей которой называется увеличение экспортных продаж в гражданском сегменте.

Необходимость поддержки экспорта обусловлена тем, что, как признают авторы стратегии, российская авиапромышленность почти не представлена на мировой арене в гражданском сегменте. Хотя РФ сохраняет статус третьей мировой авиастроительной державы, в денежном выражении она обеспечивает менее 1% мирового выпуска гражданских самолетов и вертолетов (экспорт комплектующих, поставляемых не в составе воздушных судов, настолько мал, что не охвачен официальной статистикой). Объем поставок гражданской продукции за рубеж в 2016 г. составил около 470 млн долл. (экспортировано 11 региональных самолетов Sukhoi Superjet 100, а также 6 вертолетов — 3 Ми-8, 2 Ка-32А11ВС и 1 Ми-26ТС). Для сравнения: мировой рынок авиапрома в денежном выражении превышает 500 млрд долл., говорится в тексте стратегии.

Авторы документа подчеркивают, что поддержка должна оказываться на всех этапах жизненного цикла экспортной продукции. Приоритет предлагается отдавать продажам и послепродажному обслуживанию. Среди ключевых задач стратегии — снижение торговых барьеров, гармонизация норм сертификации для облегчения получения зарубежных одобрений на авиатехнику и повышение узнаваемости российской продукции на иностранных рынках.

Стратегия содержит три сценария, для которых определены разные объемы финансовой помощи и поставок. Пессимистичный сценарий предусматривает только нефинансовые меры поддержки экспорта. В соответствии с базовым сценарием из бюджета в 2017–2022 гг. должно быть выделено 12,9 млрд руб. Также предполагается компенсация части затрат на формирование первоначального склада запасных частей будущих эксплуатантов, обеспечение средствами наземного обслуживания, переподготовку авиационного персонала для машин новых типов, поставленных в 2016–2022 гг. Кроме того, планируется реализовать механизм гарантий остаточной стоимости.

В рамках оптимистичного сценария общий объем господдержки оценивается в 73,7 млрд руб. Он также предусматривает создание специализированной лизинговой платформы — центра компетенций, который будет передавать ВС иностранным авиакомпаниям на условиях льготного операционного и финансового лизинга за счет запуска программы субсидирования. Новая структура также поможет формировать пул зарубежных лизинговых компаний-партнеров для поставок российской авиатехники иностранным эксплуатантам и для развития системы ППО. Предполагается, что платформа позволит поставить на экспорт в 2018–2025 гг. 215 воздушных судов SSJ 100 и МС-21 на общую сумму 7,650 млрд долл.

Ожидается, что мировой рынок пассажирских авиаперевозок на период до 2035 г. сохранит устойчивый рост. В результате будет высок и спрос на авиационную технику. Тем не менее, по данным авторов доклада, в самолетном сегменте 75% зарубежного рынка среднемагистральных самолетов вместимостью более 140 кресел на 2017–2025 гг. уже законтрактовано. Аналогичная ситуация сложилась примерно с 20% мирового рынка региональных самолетов вместимостью 60–120 чел. В нише 100-местных самолетов, где представлен SSJ 100, этот показатель достигает 50%. Что касается вертолетной техники, то из-за отсутствия сертификатов типов на коммерческие ВС "недоступным для российского производителя остается около 50% мирового рынка вертолетов (в том числе страны Северной Америки и Европейского союза, Саудовская Аравия, Турция, Япония, Австралия)".

Источник: http://www.ato.ru/content/v-rossii-utverdili-strategiyu-razvitiya-eksporta-grazhdanskogo-aviaproma

(опубликовано: OldStrannik)

рейтинг: +4+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи