Ершов про то, как забывали включать обогрев ППД

рейтинг: +3+x

14 Feb 2018 18:05 оффтоп, но Ершов того стоит

И были случаи.
Вот так взлетел экипаж и потопал на Москву. Что уж у них там приключилось перед взлетом – да примерно то же, что и у нас нынче, – но забыли включить ППД, и в полете никто внимания не обратил. На высоте воздух сухой, хоть зимой, хоть летом, условий для обледенения нет, а вот на снижении, как вошли в облака, уже на не очень большой высоте, там как раз были условия для обледенения. Они еще противообледенительную систему включили: крыло, хвостовое оперение, воздухозаборники двигателей… а на тумблеры обогрева ППД никто за весь полет так и не глянул. Они расположены над вторым пилотом, включать их положено штурману, а по контрольной карте отвечает второй пилот: «Обогрев ППД включен, к взлету готов». Тоже туполевская несуразица в технологии работы экипажа. Но тогда, в начале эксплуатации самолета, на это как-то особого внимания не обращали, тем более что «Туполь» пронзал облака за считанные секунды и практически при этом не обледеневал вообще.

Вот они и снижались в облаках, докладывая занимаемые эшелоны, задерживаясь на них до команды и снова снижаясь. И никто не заметил, что скорость стала тихонько идти к нулю. Пилотировал по командам штурмана второй пилот, а капитан отвлекся в локатор, чтобы убедиться, нет ли впереди гроз.

Второму пилоту показалось, что скорость мала, и он отдал штурвал от себя. Нет, мало – он отдал еще. Скорость не росла! Он сунул штурвал чуть не до упора вперед. Скорость шла к нулю!

Естественно, она шла к нулю: дырочка замерзала, и все меньше скоростного напора попадало в манометрическую коробку прибора. А когда поток вовсе не смог попасть в трубку, прибор, естественно, показал нулевую скорость.

Капитану показалось, что что-то не так. Шестое чувство заставило оторваться от локатора и бросить привычный взгляд на приборы. Он сразу не врубился: скорость?… скорость?… вариометр показывает набор высоты… авиагоризонт… почему цвет шара коричневый? Высота… Высота – слишком быстро вращаются стрелки…

И тут самолет вывалился из облаков, почти в отвесном пикировании. И все показания приборов заняли во вспыхнувшем мозгу капитана свои места: вариометр «перекрутил» снижение так, что стал показывать набор высоты, авиагоризонт это снижение подтвердил – и вот она, матушка-земля! Увидев несущуюся на него землю, капитан хватанул штурвал…

Высоты 1800 метров хватило на вывод из пикирования. И сели благополучно. Но на стоянке, когда подключили шланги заправки, из крыльев фонтаном начало течь топливо. При более внимательном рассмотрении оказалось: по всему самолету пошли гофры деформации: машина чуть не разрушилась в воздухе. Потом расшифровка показала, что все пределы допустимых скоростей и перегрузок были значительно превышены; спаслись чудом. Самолет списали; капитан воспринял урок и летает до сих пор, набравшись огромного опыта за двадцать с лишним лет после того случая; теперь он уважаемый человек, мастер. Господь его хранит.

После этого, прогремевшего на весь аэрофлот случая на включение обогрева ППД перед взлетом стали обращать сугубое внимание и нещадно пороть за нарушения. Однако случаям невключения этого обогрева несть числа и по сей день. Но фирме Туполева недосуг заниматься такими мелочами, и, тайно надеясь, что самолет и так долетает до конца эксплуатации, – они и не чешутся. И таки долетает. Ну, эргономика…

Engineer_2010 пишет: я тоже предположил, что сигнализация должна была мигать красным цветом и гудеть сиреной, запрещая экипажу взлетать. Тем не менее, КВС произвёл нормальный взлёт и затем перевел самолёт в набор высоты. Непонятно - это он так хладнокровно "забил" на аварийную сигнализацию (честно говоря, верится с трудом), или же она не предусмотрена при невключенном обогреве ? И плюс, загадочная фраза в брифинге МАК: "…В течение примерно 50 секунд после отключения автопилота полет проходил … с изменениями вертикальной перегрузки в пределах от 1.5 до 0.5 g…".

APR пишет: 9-10 месяцев в году обогрев ППД можно не включать, поскольку нет необходимости. И зачем этот обогрев привязывать к двигателям?

Engineer_2010 пишет: Увы, но обледенение можно поймать все 12 месяцев в году и в любой точке мира. Сигнализация ICE DETECT появлялась даже в Кувейте, летом, в полёте на Н = 6 000 м и при абсолютно безоблачном небе !

Поэтому, чтобы не грузить лишней работой пилотов, на современных самолётов обогрев датчиков СВС включается автоматически, на земле - на 50 %, чтобы не "поджарить" датчики, а после взлёта (по сигналу разжатия стоек), автоматом переключается на полную мощность. И на случай несрабатывания автоматики, предусмотрено принудительное включение обогрева в ручном режиме от кнопки.

Engineer_2010 На соседнем ресурсе попался пост Техника ULLI про логику работы и сигнализации обогрева ППД на Ан-148:
"…Я неоднократно был свидетелем ситуации когда уже включенный обогрев ППД из за задержки выруливания на исполнительный, приходилось выключать, но при занятии исполнительного эти три кнопочки чуть выше носа второго пилота всегда включались, потому что читается карта на исполнительном и горят сообщения на КИСС." По моему мнению, лучше это делать в автомате…

musha пишет: можно сколько угодно гнать на экипаж что они забыли включить обогрев, но из песни слов не выкинешь, на современных самолетах он включается автоматом. обосновать что ручное включение лучше в данном случае очень сложно.

TG: Мдя современный самолёт и не реализовано включение обогреву хотя бы по сигналу WOW (разжатия стоек) это лажание антоновского конструирования, полное.

denokan. Мда. Самолет вроде современный, а ППД работают по-старинке. Немудрено при таких правилах эксплуатации забыть включить обогрев.

Для сравнения - на 737, даже на древней уже "классике", он включается еще на стоянке.

https://cdn.aviaforum.ru/images/2018/02/912028_483a28704c6acb9711f73a3e2509e7af.png
Охренительные рекомендации.

Особенно по пилотированию.

"Повнимательнее". И все.

912331_146ce7d8e4905c1c9dbd7bdf50500a66.jpg

(опубликовано: skydiver000)

рейтинг: +3+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи