Гадкий утенок. Есть ли будущее у Sukhoi Superjet 100 в Европе

рейтинг: +2+x

19 Feb 2019 18:27 "Форбес" (Автор Алексей Сивашенков) 19.02.2019 08:42 опубликовал статью:

tass_8568570.jpg__1550506129__98477__vid469359e.jpg

Единственный европейский эксплуатант SSJ100, компания CityJet, отказалась от его использования. Стало ли это провалом бизнес-модели перевозчика или производителя лайнера?

Единственный европейский эксплуатант Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), авиаперевозчик CityJet, отказался от использования российского самолета. В разделе «Флот» на сайте авиакомпании остались только воздушные суда Avro и Bombardier. По информации «Ведомостей», лайнеры были возвращены лизингодателю.

В компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) заявили, что речь не идет об окончательном отказе и возврате самолетов: CityJet пересматривает бизнес-модель, активно взаимодействуя с ГСС в вопросах использования «Суперджета». Однако глава пресс-службы ирландского авиаперевозчика Ричард Мур это опроверг. Он не уточнил что станет с лайнерами, ссылаясь на правила конфиденциальности.

Ирландская CityJet работает по схеме «мокрого лизинга», выполняя перелеты для других авиакомпаний. Так, все 7 самолетов SSJ100 из ее парка выполняли полеты по маршрутной сетке Brussels Airlines, 4 из них — в ливреи этой авиакомпании.

Кто виноват

Как заявил глава Минпромторга Денис Мантуров, ирландская компания не смогла выбрать качественную бизнес-модель эксплуатации российского самолета. «Бизнес-модель, к сожалению, оказалась неэффективной», — цитирует министра РИА Новости. Он отметил, что если CityJet действительно выведет самолеты из состава флота, они будут переданы словенской авиакомпании ADRIA Airways, с которой уже существует предварительная договоренность.

С мнением министра солидарен авиационный эксперт Владимир Карнозов: «Проблемы на стороне перевозчика. CityJet брал этот самолет, в основном, для рейсов в аэропорт Лондон-Сити. Это очень своеобразное место, где большой лайнер не посадишь. Для производителя сертификация машины для этого аэропорта является определенным вызовом. Но потом дело перевозчика — его загрузить, обеспечить пассажиропоток. Да, идея была привлекательная: Лондон-Сити обслуживает деловые кварталы. Но приходится констатировать, что выбранная CityJet бизнес-модель, довольно-таки запутанная, не сработала».

О недовольстве Brussels Airlines российским самолетом стало известно в ноябре прошлого года. Причина — технические неисправности и отсутствие запасных частей для ремонта, из-за чего компании пришлось перенести или отменить несколько рейсов. Генеральный директор авиакомпании Кристина Фоэрстер заявляла, что Brussels Airlines стремятся как можно скорее вывести «Суперджет» из парка.

«Проблема такая существует практически со всеми отечественными самолетами. Однако я бы не стал тут полностью доверять перевозчику. Если у компании есть возможность переложить всю ответственность за провал на кого-то еще, это будет сделано», — отметил Карнозов.

С аналогичными трудностями сталкиваются и другие авиакомпаниями. Так, из-за длительного срока поставки запчастей мексиканский перевозчик Interjet — крупнейший зарубежный эксплуатант «Суперджета», владеющий флотом из 22 машин, в 2017 году был вынужден прибегнуть к приему «каннибализации» парка, отмечает Bloomberg. То есть, ремонтировать одни самолеты за счет деталей других. Несмотря на это, Interjet заявила, что не намерена отказываться от «Суперджета», называя его составной частью своего успеха.

Дефицит запчастей к SSJ100 испытывают и отечественные авикомпании, из-за чего борта простаивают. Как сообщают «Ведомости», в 2017 году средний налет SSJ100 в сутки не превышал 3,3 часов против 10 часов у зарубежных самолетов, находящихся парках российских компаний.

Чтобы преодолеть эти трудности, ГСС расширяет центр технического обслуживания в Жуковском, а так же ведет переговоры о создании центров технического обслуживания и ремонта в Европе, заявил старший вице-президент ГСС по послепродажному обслуживанию Павел Дьяченко, выступая на форуме «Среднемагистральная и региональная авиация России 2018».

Переждать кризис

Несмотря на неурядицы, портфель заказов ГСС на SSJ100 не пустует — 100 лайнеров заказано только «Аэрофлотом», не считая соглашений с рядом других перевозчиков, рассказал директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Это позволит «Гражданским самолетам Сухого» поддерживать комфортный режим работы, обеспечивающий загрузку производственных мощностей, в течение минимум пяти лет. За это время проблемы самолета на европейском рынке могут быть решены и взаимоотношения с заказчиками наладится.

«В «Суперджете» много европейских комплектующих, и на старте это рассматривалось как один из важных элементов, которые могли бы сыграть на руку при выходе на европейский рынок. Однако с момента появления SSJ100 внешнеполитическая ситуация радикально изменилась. То, что могло бы стать преимуществом, сегодня перевешивается другими факторами. Само происхождение самолета становится стоп-фактором для ряда потенциальных сделок», — отметил Пантелеев.

Он напомнил, что в 2015 году министр обороны Латвии Раймонд Бергманис счел недопустимым появление во флоте национального перевозчика AirBaltic самолетов SSJ100 в связи с началом действия европейских санкций в отношении России. В результате правительство Латвии одобрило включение в договор акционеров компании пункта о запрете покупок российских лайнеров.

«Существует соглашение со словенской авиакомпанией ADRIA Airways о поставке 15 «Суперджетов», которое начнет исполнятся в ближайшей перспективе, — указал директор агентства «Авиапорт». — То есть, так или иначе, но российская авиатехника будет присутствовать на европейском рынке. В формате полетов российских бортов в европейские пункты назначение, и в формате использования самолетов местными авиакомпаниями на внутреевропейских направлениях».

Sukhoi Superjet 100 — ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный подразделением «Сухой» ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» в 2007 году. Это первый самолет, созданный в России после распада СССР. В проекте участвовали Alenia Aeronautica, Snecma и Boeing. Поставки машин начались в 2011 году. На октябрь 2018 года было простроено 174 самолета, 148 бортов переданы заказчикам.

Источник: http://www.forbes.ru/obshchestvo/372501-gadkiy-utenok-est-li-budushchee-u-sukhoi-superjet-100-v-evrope

(опубликовано: a108)

рейтинг: +2+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи