Надежность и качество: на "Сатурне" прошел очередной этап европейского аудита производства двигателя SaM146

рейтинг: +6+x

28 Jun 2019 15:44 В ПАО "ОДК - Сатурн" (входит в Объединенную двигателестроительную компанию госкорпорации "Ростех") состоялся надзорный аудит производства серийных двигателей SaM146 на соответствие требованиям Европейского агентства по авиационной безопасности. Проверяющие посетили две площадки: третьего июня они работали в Комсомольске-на-Амуре, где оценили деятельность отдела предпродажной подготовки силовой установки SaM146. Затем, с пятого по седьмое июня - на самом предприятии в Рыбинске. Что проверяли аудиторы и как получение европейского сертификата влияет на работу предприятия? Как происходит сертификация авиационного двигателя? Какие обязательства появляются у предприятия в связи с получением сертификата? Об этом расскажем в новом выпуске "Заводных практик".

Качество под контролем

Авиадвигатель SaM146 - единственный национальный продукт, созданный в новой России, который спроектирован и сделан по нормам Европейского агентства авиационной безопасности (EASA - European Aviation Safety Agency) и имеет право продаваться и эксплуатироваться во многих странах мира. "ОДК - Сатурн" производит двигатель на условиях равноправного партнерства с Safran Aircraft Engines для оснащения пассажирских самолетов Sukhoi Superjet 100. Сотрудничество с западными партнерами налагают на рыбинских моторостроителей особые обязательства: международный надзорный аудит регулярно проверяет предприятие на предмет соответствия производства нормам и требованиям.

В начале июня европейские аудиторы приехали в Комсомольск-на-Амуре. Именно там происходит монтаж двигателя SaM146, собранного в Рыбинске, в специальный отсек - мотогондолу, собранную французскими специалистами компании Safran NACELLE.

- Комиссия изучала техническую документацию, проверяла уровень квалификации сотрудников, наблюдала за ходом монтажных работ, даже обращали внимание на инструменты и смазочные материалы, которые используются в производстве, - рассказывает директор по качеству "ОДК - Сатурн" Александр Петров.

Через день аудиторы прибыли в Рыбинск. Специалисты EASA посетили ряд цехов и изучили изменения, произошедшие в компании с момента их последнего визита. Особое внимание они уделили оценке работы с поставщиками, ведь от используемых материалов зависит конечное качество продукции.

Интересовались специальными процессами, уровнем подготовки персонала, изучали, каким образом налажен процесс передачи конструкторской документации непосредственным исполнителям, как организована отгрузка и перевозка готового двигателя.

- Каждая, даже самая мельчайшая, деталь двигателя, изготовленная на "Сатурне", имеет сопровождающую документацию, где указаны все ее характеристики, особенности технологического процесса при изготовлении, методы контроля качества, - рассказывает Петров. - Эти записи хранятся до тех пор, пока эксплуатируется сам двигатель. Во время проверки аудиторы могут убедиться, что технологический процесс соблюдается досконально, контрольные мероприятия - тоже.

Важным моментом в ходе проверки стала оценка переезда литейного цеха в новый корпус: аудиторы убедились, что производственные процессы на новом месте происходят без нарушений.

- На итоговом совещании проверяющие отметили: "Сатурн" - предприятие масштабное, компетенция сотрудников всех уровней не вызывает сомнений - они профессиональны, открыты, готовы ответить на любые вопросы, - подчеркнул Александр Петров. - Конечно, мы получили рекомендации по повышению эффективности производственного процесса, которые должны распространиться на все подразделения предприятия. В целом аудит подтвердил: мы производим качественные двигатели, обеспечивающие безопасность полетов.

Что дает сертификат?

- Когда мы начинали работать с проектом SaM146 и анализировали европейские правила, обнаружили важное отличие: в России заключение о годности двигателя дается в виде формуляра, который подписывает руководитель и главный контролер организации и представитель авиационных властей. В Европе иной подход: летную годность удостоверяют специалисты, назначенные Европейским агентством по безопасности полетов, - объясняет Александр Петров.

"Сатурн" получил сертификат одобрения производства EASA 12-го апреля 2012-го года. С этого времени в соответствии с установленными правилами компания проходит процедуру надзорных аудитов EASA - трижды в рамках двухгодичного цикла: первый визит текущего цикла состоялся в октябре 2018-го года, еще одна проверка намечена на март 2020-го. По результатам трех инспекций комиссия выдаст заключение о соответствии Сатурна европейским авиационным правилам, а также рекомендации о подтверждении действия сертификата. Наличие такого документа дает возможность использования двигателей SaM146 на воздушных судах, летающих по территории стран Евросоюза.

- Сертификат - это официальное подтверждение соответствия определенным правилам. В данном случае - подтверждение соответствия европейским авиационным правилам изготовления двигателей. Есть другие правила: для разработчиков, для ремонтных организаций - а "Сатурн" эти функции совмещает. Выполнение каждого требования правил должно быть сертифицировано, - говорит Петров. - Нужно разделять понятия "сертификация типа" и "сертификация производства". Тип - это конструкторская разработка, сертификат подтверждает ее безопасность. Сертификация производства свидетельствует о том, что каждая единица продукции, выполненная по данной разработке, будет обладать заданными в конструкции параметрами. Отдельно выделяется сертификация менеджмента качества.

Рыбинские моторостроители добились особой привилегии EASA в области менеджмента качества: на предприятии есть специально обученные люди - сертифицирующий персонал, имеющие право выдавать заключения о соответствии каждого экземпляра двигателя утвержденной типовой конструкции от имени Европейского агентства. Они проходят регулярные обучения и проверки, которые позволяют убедиться в том, что эти специалисты четко соблюдают правила при приемке каждого двигателя.

На предприятии существует множество ступеней контроля: для каждой операции разработана инструкция, где указаны этапы работы, способы контроля, необходимость занесения в общую документацию производственных отметок. Если обнаружен брак, оформляют "Заявление о несоответствии" - в этом случае особая комиссия примет решение, возможно ли устранить недостатки или деталь подлежит списанию.

- Производство - это такая система, в которой ежедневно что-то происходит: станок сработал неверно или человек допустил ошибку. Мы разговариваем с работниками, объясняем: от качества каждого элемента зависит надежность целого двигателя, а, значит, жизни сотен людей, которые будут находиться в самолете, - рассказывает заместитель директора по качеству по двигателям для гражданской авиации Борис Ветров. - Именно поэтому обеспечение качества на всех этапах производства - приоритетная задача для каждого моторостроителя. Есть этап сборки - там проверяют качество составляющих узлов и элементов. Есть этап испытаний - двигатель проверяют с помощью нагрузок, эквивалентных обычной эксплуатации. Так что дефекты, если они имеются, будут выявлены до того, как сам двигатель будет установлен на самолет.

Первые в России

Сегодня "ОДК - Сатурн" - первая и единственная компания в России, обладающая полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по проектированию, производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей. Это подтверждается сертификатами Росавиации, Авиарегистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) и Агентства по безопасности полетов Европейского Союза (EASA).

Впервые о международной системе качества на предприятии заговорили в 1994-м году. Моторостроительный завод в то время выпускал двигатели под брендом "Рыбинские моторы", а управлял им Валерий Аникин. Именно он поставил задачу получить сертификат на систему менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9002 (прим.: ISO 9002 - требования к системам менеджмента качества компаний в сфере монтажа, производства и обслуживания).

- Когда мы впервые стали работать над контрактами с такими компаниями как "General Electric", "Snecma", "Pratt & Whitney", "Rolls-Royce", первый вопрос, который нам задавали зарубежные партнеры, касался качества наших двигателей. Необходимо было утвердиться, доказать, что мы выпускаем годную продукцию, - вспоминает начальник управления качества, сертификации и стандартизации "ОДК-Сатурн" Юрий Свистов. - В качестве сертифицирующего органа выбрали известную во всем мире компанию - "Bureau Veritas". После того, как в 1996-м, впервые среди российских компаний, "Рыбинские моторы" получили сертификат на соответствие требованиям ISO 9002, подобные вопросы со стороны европейцев уже не поступали - они доверяли сертификату.

Через год процедуру пришлось повторить: в 1997-м в состав предприятия вошло Рыбинское конструкторское бюро моторостроения, поэтому возникла необходимость включить процесс проектирования в сертификат на соответствие ISO 9001. Теперь компания могла обоснованно заявить: система качества при разработке, производстве, ремонте и техническом обслуживании авиационной техники отвечает требованиям международного стандарта. Это было признанием компании на мировом рынке.

В 2000-х годах началось сотрудничество рыбинских моторостроителей с французской компанией "Snecma". Вновь возникла потребность в международных сертификатах: на этот раз специалисты службы по качеству вводили на предприятии процедуры и правила, соответствующие аэрокосмическому стандарту AS/EN 9100. Созданное на основе франко-российского сотрудничества предприятие "PowerJet" занялось разработкой программы по созданию двигателя SaM146, который в 2010-м году получил сертификат типа в Европейском агентстве по безопасности полетов. Через два года, в День авиации и космонавтики - 12 апреля 2012-го, "ОДК - Сатурн" получило сертификат EASA на производство двигателя SaM146. Это был первый случай получения международного сертификата в отечественном двигателестроении.

- Сегодня важность и нужность работ по сертификации осознают не только топ-менеджеры, но и все сотрудники компании, - поясняет Александр Петров. - Наличие необходимых разрешительных документов наряду с неукоснительным выполнением требований - это непременное условие своевременной отгрузки продукции потребителю, что означает своевременное получение денег за произведенную продукцию и своевременную выплату заработной платы работникам предприятия.

Источник: https://www.aviaport.ru/digest/2019/06/28/594319.html

(опубликовано: OldStrannik)

рейтинг: +6+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи