Adria VS Superjet: кто в «Сухом» остатке?

рейтинг: +6+x

26 Sep 2019 07:04 Обанкротившаяся Adria пыталась купить Суперджеты
СМИ уже оттрубили про прекращение полетов национального перевозчика Словении Adria Airways. Казалось бы, что нам до этого? Однако в России эта авиакомпания очень даже известна своим несостоявшимся контрактом с «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) на покупку 15 самолетов Superjet 100 (SSJ100), скандал вокруг которого широко освещался отечественными средствами массовой информации.

В ноябре 2018 года ГСС и авиакомпания Adria Airways подписали соглашение о намерениях о приобретении 15 самолетов SSJ100, а также о создании совместного предприятия по техническому обслуживанию и ремонту самолетов в Ljubljana Airport (Словения).

Предполагалось, что лайнеры будут переданы авиакомпании в долгосрочный лизинг в течение 2 лет. Под реализацию сделки ГСС привлекла финансовые структуры. Однако, по их оценкам, а также по оценке финансового блока ГСС, было выдано отрицательное заключение по поводу платежеспособности авиакомпании. Выяснилось, что материальное положение авиакомпании Adria Airways крайне неустойчиво и нет внятного бизнес-плана по использованию самолетов. По этой причине компания-производитель заключать твёрдый контракт не стала.

На этом история могла бы и тихо закончиться, но, в попытке «сохранить лицо», руководство авиаперевозчика сделало громкое заявление о том, что они сами отказываются от покупки Superjet 100, мотивировав это сомнением «в приверженности ГСС честному и стабильному долгосрочному партнерству».

«Партнерство было бы жизнеспособным только в том случае, если бы цели, поставленные в стратегическом бизнес-плане, были достижимы. В данном случае мы не думаем, что это возможно», — говорил тогда управляющий директор Adria Airways Холгер Коварш.

На этой волне в российских СМИ в очередной раз заклеймили Superjet «позором», что и «до Словении он не может долететь», практически утверждая, что контракт сорвался из-за недовольства авиакомпании техническими характеристиками самолета.

В свою очередь, несмотря на такие заявления, в ГСС ответили мягко, вероятно, не желая подрывать и так неустойчивое финансовое положение авиаперевозчика.

«Структуры, обеспечивающие финансирование сделки, рассмотрев финансовые результаты деятельности авиакомпании Adria Airways за 2018 год, рекомендовали ГСС отказаться от сделки, чтобы исключить получение убытков. Рекомендации приняты, и работа по заключению контракта была остановлена» — говорилось в распространенном тогда пресс-релизе ГСС.

В тот момент в руководстве российской промышленности срыв крупного контракта расценили, как неудовлетворительная работа ГСС и ее руководства. Однако теперь, спустя всего несколько месяцев, мы видим, что топ-менеджеры ГСС были полностью правы. На днях авиакомпания Adria Airways прекратила полеты. Словенское Агентство гражданской авиации дало время авиакомпании до 2 октября, чтобы представить жизнеспособный план реструктуризации, подкрепленный сертифицированными договорами аренды воздушных судов. ​Если авиакомпания не успеет в срок предоставить все необходимые документы, то регулятор Словении аннулирует сертификат эксплуатанта перевозчика и начнет процедуру банкротства.

Остановка полетов вызвана финансовыми проблемами, с которыми столкнулся авиаперевозчик. Попытки Adria Airways срочно найти инвестора или получить финансовую поддержку со стороны Словении не дали положительного результата. Кроме того, на прошлой неделе американская компания AeroCentury разорвала контракт с Adria Airways о лизинге двух Airbus A319. В случае неуплаты долга до конца текущей недели, лизинговый договор на третий самолет также будет аннулирован.

По сути, разорвав контракт с Adria Airways, руководство ГСС спасло компанию от финансовых потерь. Очевидно же, что и в самой авиакомпании в тот момент прекрасно понимали свои перспективы. Зачем же было вести переговоры о контракте на приобретение сразу 15 самолетов, который, в итоге, так и не был бы исполнен?

Дело в том, что нередко единственным шансом удержаться на рынке и успокоить кредиторов, является «раздувание щек». Авиакомпания начинает «рисовать на бумаге» потрясающие перспективы развития, под которое подписывает контракты на приобретение самолетов, всячески демонстрируя свою уверенность в завтрашнем дне и получении большой прибыли. И какое-то время это работает.

Так, на заре становления проекта Superjet 100, целый ряд западных авиакомпаний, находящихся в предбанкротном состоянии, заключили контракты с ГСС на приобретение значительного количества самолетов еще до выхода воздушного судна в серию. Среди них были и индонезийская Kartika и венгерская Malev, которые заказали по 30 машин, и Sky Aviation, заключившая твердый контракт на 12 воздушных судов, и другие.

Невзирая на то, что отраслевым специалистам было понятно, что эти контракты не будут реализованы, разработчик самолета пошел на сделку с совестью, поскольку сам был заинтересован в подобном «раздувании щек» перед финансирующим проект правительством России. В ГСС хотели показать, какие потрясающие перспективы у проекта и как много самолетов законтрактовано. В итоге, к моменту выхода лайнера в серию часть из этих авиакомпаний посто обанкротилась, а другая, само собой, отказалась от приобретения самолета, что и следовало ожидать.

Вся эта история показательна тем, что когда руководство ГСС осознанно шло на заключение псевдоконтрактов и вводило в заблуждение руководство страны, его за это «гладили по головке» и продолжали баловать «вкусными пряниками» . А когда обновлённой командой руководителей во главу угла был поставлен коммерческий прагматизм и принципиальность, его отходили «кнутом». Однако время всегда расставляет все на свои места. И теперь мы видим, кто же был тогда прав в этой истории.
https://www.aex.ru/adocs/1/2019/9/26/25/

(опубликовано: vlTepes)

рейтинг: +6+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи