Первый гражданский самолет новой России

рейтинг: +4+x

01 Oct 2020 11:11 26 сентября 2007 года - памятная дата в летописи отечественной гражданской авиации нового времени. В этот день в Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка ближнемагистрального Russian Regional Jet, в дальнейшем получившего название Sukhoi Superjet 100. Следим за проектом - ровесником века, отсчитывая его ключевые вехи по Международным авиационно-космическим салонам.

По истине, мировой проект

Вернемся в начало XXI века. Никогда еще вопрос о дальнейшей судьбе отечественной авиационной промышленности не стоял так остро. Морально устаревшие советские Ту-134, Ту-154 и Як-42 еще худо-бедно справляются со среднемагистральными и региональными авиаперевозками, но за границу им "путь заказан", да и на внутреннем рынке появляется все больше "Боингов" и "Эйрбасов".

В такой обстановке в 2000 году создается компания АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), которая предлагает амбициозный, но жизнеспособный проект: создание семейства реактивных лайнеров Russian Regional Jet для региональных перевозок. В 2003 году, выиграв конкурс Росавиакосмоса, он получает государственную поддержку, а посетители МАКС на стенде ГСС знакомятся с моделями и рекламными материалами. Позже машина меняет название на современное Sukhoi Superjet 100. Самолет рождается в обстановке относительно спокойных отношений между Россией и другими мировыми державами, поэтому ничего странного нет в том, что к созданию самолета и его двигателя привлекаются зарубежные гиганты авиа- и двигателестроения: Boeing и Snecma. В результате около 70% комплектующих - импортные, а двигатель SaM146 - совместное детище французской Snecma и НПО "Сатурн" (ныне - "ОДК-Сатурн"). Возможно, благодаря такой невиданной доселе международной кооперации Sukhoi Superjet 100 в кратчайшие сроки получает сертификат Европейского агентства по безопасности гражданской авиации (EASA). Уже весной 2011 года компания ГСС начала поставлять серийные самолеты в авиакомпании, и с тех пор мы встречаем на выставках "Суперджеты" в ливреях различных авиаперевозчиков. В 2019 году на статической стоянке находились борта авиакомпаний "Аэрофлот" и "Якутия".

На МАКС-2007 Sukhoi Superjet 100 не успел - на авиасалоне лишь представили тренажер самолета, который, правда, с успехом опробовал Президент России Владимир Путин. Первый МАКС для SSJ100 состоялся в 2009 году. Зато зрители смогли увидеть самолет и в полете, и на статической стоянке.

"Сухие" цифры

SSJ100 входит в сегмент ближнемагистральных узкофюзеляжных пассажирских самолетов. Он предназначен для перевозки 98 пассажиров на дальность 3048 или 4578 км, в зависимости от модификации лайнера. Эта размерность востребована у авиакомпаний: на сегодня построено свыше 200 машин, еще порядка 100 бортов предстоит выпустить по имеющимся контрактам.

SSJ100 можно считать первым российским гражданским самолетом, созданным согласно требованиям, сформированным ведущими авиаперевозчиками мира. В его производстве впервые применены ранее не использовавшиеся в отечественном гражданском самолетостроении технологии: бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и др.

Уверенный взгляд за горизонт

Как и любой проект, SSJ прошел через период "детских болезней", теперь же он активно совершенствуется, обретая новые возможности. К 2019 году компания "Гражданские самолеты Сухого" подготовила новинку: аэродинамические законцовки крыла саблевидной формы, получившие название "сайберлеты". Совместно с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского ГСС разработали новую модификацию, значительно улучшающую летные характеристики самолета. Внедрение крыла новой конструкции повысило топливную эффективность не менее чем на 4%, улучшило взлетно-посадочные характеристики самолета и снизило уровень шума на местности. Естественно, что местом для премьерного показа новинки был избран авиасалон МАКС.

В духе времени SSJ100 готовится стать истинно российским самолетом, переходя на отечественные комплектующие, и, самое главное, на российские двигатели. По сообщению газеты "Ведомости", именно для "Суперджета" разрабатывается двигатель ПД-8 (из того же семейства двигателей, что и ПД-14 для МС-21). Также издание сообщило, что импортозамещенная версия SSJ100 будет называться Sukhoi SuperJet New. И пускай в 2021 году машина еще не появится в небе над Жуковским, ряд поставщиков представят свои наработки на ближайшем салоне МАКС. Ну а к 2023 году пазл из отработанной конструкции планера и новых агрегатов должен сложиться в современный отечественный самолет.

Источник: https://www.aviaport.ru/digest/2020/09/29/654347.html

(опубликовано: OldStrannik)

рейтинг: +4+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи