Кнопочный разбор. Росавиация изучает обстоятельства выпуска шасси на высоте 10 километров

рейтинг: 0+x

19 Nov 2021 22:13 Росавиация устанавливает причины авиационного инцидента с самолетом Sukhoi Superjet (SSJ) авиакомпании «Азимут». Как следует из информации госоргана, во время полета командир воздушного судна (КВС) ошибочно нажал кнопку аварийного выпуска шасси. Это привело к изменению режима автопилота, после чего воздушное судно поднялось на 1 тыс. футов и сблизилось с самолетом, который следовал по встречно-пересекающемуся курсу. Как выяснилось в ходе расследования, на самом деле КВС хотел включить аварийное отключение сообщений на навигационном дисплее, но перепутал находящиеся рядом кнопки.

Как следует из информации Росавиации «О безопасности полетов» (имеется в распоряжении “Ъ”), инцидент с самолетом Sukhoi Superjet произошел 29 октября во время выполнения регулярного пассажирского рейса Сочи—Брянск на высоте 34 тыс. футов (10,36 тыс. м). При полете в районе Краснодара в кабине самолета неоднократно срабатывала информация о пропаже сигнала спутниковой навигационной системы. Она отображалась в виде текстовых сообщений на специальном дисплее. Далее, указывается в документе, командир воздушного судна решил сбросить эти сигналы, нажав кнопку аварийного отключения сообщений «Alert cancel», но в итоге случайно нажал кнопку аварийного выпуска шасси. Собеседники “Ъ” говорят, что она находится примерно в 10–15 см от «Alert cancel».

Действия КВС привели к выпуску шасси на скорости 270 узлов (около 500 км/ч) при нормально допустимой в 255 узлов (472,26 км/ч). Конфигурация с выпущенными шасси привела к росту лобового сопротивления, после чего скорость самолета начала снижаться. В результате автопилот Superjet, чтобы удержать воздушное судно в горизонтальном полете, среагировал на это увеличением тяги двигателей и перекладкой стабилизатора на кабрирование. После этих операций самолет перешел в набор высоты, поднявшись на 1 тыс. футов. Как указывается в документе Росавиации, в итоге это привело «к сокращению интервалов эшелонирования с другим воздушным судном, следующим на встречно-пересекающемся курсе». Экипажу удалось стабилизировать полет, после чего он решил совершить вынужденную посадку в аэропорту Ростова-на-Дону. Постполетный осмотр воздушного судна показал, что никаких повреждений в результате авиационного инцидента оно не получило.

Об итогах расследования этого авиационного инцидента в информации Росавиации не сообщается. В то же время ведомство указывает, что причинами подобных событий, связанных с непреднамеренными действиями экипажа, ранее являлся прежде всего человеческий фактор. Это отклонение пилотов от стандартных операционных процедур (FCOM), недостаток взаимодействия между членами экипажа (CRM), перегрузка операциями одного из пилотов, а также невнимательность, поспешность и отвлечение внимания. В то же время отдельным пунктом в списке причин упоминаются эргономические особенности и недостатки кабины экипажа. В документе приводится схема расположения органов управления в кабине Superjet, из которой следует, что кнопки аварийного отключения сообщений и аварийного выпуска шасси находятся действительно рядом.

В информации Росавиация напоминает, что из-за ошибочного использования органов управления воздушными судами в стране уже произошел ряд авиапроисшествий и инцидентов. В 2014 году это привело к катастрофе учебного самолета DA-40NG. Тогда курсант Ульяновского института гражданской авиации перепутал тумблеры и случайно выключил двигатели во время взлета. В результате он и инструктор погибли. После производитель предусмотрел конструктивную защиту переключателя от ошибочного выключения.

По итогам изучения обстоятельств инцидента SSJ Росавиация предложила руководителям организаций гражданской авиации изучить документы ИКАО, касающиеся контроля факторов угроз и ошибок, а также обратить внимание на взаимодействие в экипажах в ситуациях, «связанных с повышением уровня рабочей нагрузки при отказах систем воздушного судна».

В авиакомпании «Азимут» на запрос “Ъ” в течение дня не ответили.

Один из пилотов SSJ полагает, что, решив воспользоваться кнопкой аварийного отключения сообщений, пилот уже нарушил FCOM. «Для удаления текстовых сообщений есть "обычная" кнопка, которая в отличие от "Alert cancel" не защищена предохранительным колпачком,— рассказывает он.— Почему он решил использовать аварийную, мне не ясно».

Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что доработка самолетов с целью улучшения их характеристик идет постоянно, в том числе и по итогам предложений эксплуатантов, а также регулирующих органов. «Это нормальная мировая практика,— говорит эксперт,— но нужно понимать, что без особой необходимости на внесение изменений никто не пойдет». «В подобных случаях речь о них может идти, если только разработчик посчитает, что это эргономический просчет, который существенно влияет на безопасность полетов»,— полагает господин Пантелеев.

Дмитрий Астахов, Пермь
Источник: Коммерсантъ

(опубликовано: vh16)

рейтинг: 0+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи