Superjet выдадут на тест-драйв (подробнее про сделку с Сбербанклизинг)

рейтинг: +11+x
28 Aug 2013 12:53 .
daily.gif
"Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) придумали, как обеспечить дополнительный объем заказов на самолет Sukhoi Superjet-100. Компания создаст СП со "Сбербанк Лизингом", которое будет закупать самолеты, чтобы сдавать их в операционный лизинг авиакомпаниям "второго эшелона". СП на первом этапе может купить до 50 самолетов на $2 млрд. По мнению экспертов, сама по себе схема операционного лизинга, которая до этого почти не применялась в России, перспективна, но ей может помешать "невысокая эффективность" Sukhoi Superjet-100.
MSN95008_Superjet_04.jpg

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и "Сбербанк Лизинг" вчера на авиасалоне МАКС-2013 (см. стр. 5) подписали меморандум о намерениях, который предполагает "совместное продвижение" Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) в России и за рубежом. В рамках соглашения производитель SSJ-100 ГСС (входит в ОАК) и "Сбербанк Лизинг" планируют создать СП, которое будет покупать самолеты и затем передавать их в операционный лизинг авиакомпаниям. Именно для реализации схемы операционного лизинга и создается СП, которое будет собственником самолетов. На первом этапе планируется парк в 50 самолетов каталожной стоимостью $1,5-2 млрд. Пока доли сторон в СП не определены, окончательные параметры проекта будут утверждены до конца года.

Старший вице-президент ГСС по экономике и финансам Артем Погосян пояснил "Ъ", что СП рассчитывает сдавать самолеты в лизинг "на два-три года" в первую очередь авиакомпаниям "второго эшелона", хотя крупные перевозчики "тоже рассматриваются как потенциальные клиенты". "Операционный лизинг может быть хорошей возможностью для небольших авиакомпаний, которые не могут купить самолет",— говорит господин Погосян. По сути, речь идет о сдаче самолетов в долгосрочную аренду — в отличие от схемы финансового лизинга они будут оставаться в собственности СП, которому авиакомпании будут платить лизинговые платежи только во время использования самолета. "Если перевозчик затем захочет выкупить самолеты, мы сможет предложить и финансовый лизинг",— отмечает топ-менеджер.

Он добавляет, что "пул стартовых заказчиков определяется". Источники "Ъ" в отрасли отмечают, что речь в первую очередь идет о российских авиакомпаниях, прорабатывается возможность контрактов на Ближнем Востоке и в Европе. Артем Погосян уверяет, что в России схема операционного лизинга самолетов "в крупном масштабе" реализуется впервые. Глава "Сбербанк Лизинга" Дмитрий Ерошок уточнил "Ъ", что она может быть в перспективе реализована "как вариант" для продвижения и самолета МС-21, который разрабатывает корпорация "Иркут".

ГСС начала поставлять серийные SSJ-100 с весны 2011 года. На начало августа поставлено 19 самолетов. Самолет эксплуатирует "Аэрофлот", "Якутия", а также индонезийская и лаосская авиакомпании. Портфель заказов включает 179 твердых контрактов. Всего до 2030 года ГСС хочет продать до 800 SSJ-100 в различных конфигурациях.

По словам представителя лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК, вчера подписала контракт на 25 SSJ, первые поставки клиентам из Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока намечены на 2015 год), в мире более 40% самолетов передается заказчику в операционный лизинг. ГСС также сотрудничает с "ВЭБ-лизингом", но по схемам финансового лизинга. В компании не комментируют совместный проект ГСС с конкурентом.

По мнению главы Infomost Бориса Рыбака, схема операционного лизинга представляет особый интерес для российских авиакомпаний. Самолеты обходятся перевозчикам дешевле, а значит, ее финансовая загрузка существенно меньше. Но, добавляет эксперт, первоочередная задача для ГСС — "научиться производить самолеты". По оценкам главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, если все 50 самолетов будут сданы в оперлизинг, это может приносить СП до $15-20 млн в месяц, учитывая, что стандартная ставка составляет около 1% в месяц от цены одного самолета. Эксперт добавляет, что российские авиакомпании до 70% самолетов иностранного производства используют в рамках схем операционного лизинга.

По мнению господина Бурмистрова, основные риски для "Сбербанк Лизинга" связаны с тем, что SSJ-100 "еще не доведен до ума" и его доработка потребует не менее двух лет. В результате, поясняет эксперт, СП может оказаться владельцем не самых эффективных самолетов, ликвидность которых будет сравнительно невысока, а затраты на поддержание летной готовности и темпы потери стоимости в процессе эксплуатации, напротив, высокими. Видимо, поэтому "Сбербанк Лизинг" и решил разделить риски в рамках СП с ГСС.

Егор Ъ-Попов, Елизавета Ъ-Кузнецова
http://www.kommersant.ru/doc/2265173

(опубликовано: skydiver000)

рейтинг: +11+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи