К SSJ прорвался конкурент

рейтинг: +1+x
13 Dec 2012 15:23

На российский рынок выходит Embraer 190

Как стало известно "Ъ", у самого амбициозного проекта российского самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ) появляется серьезный конкурент на внутреннем рынке. Сертификат типа получил реактивный Embraer 190. Embraer рассчитывает продать в России до 150 самолетов к 2020 году. В ОАК считают SSJ более эффективным и дешевым. Но авиакомпании говорят, что Embraer 190 будет востребован.

Сегодня Межгосударственный авиационный комитет (МАК) официально выдаст сертификат типа для бразильского самолета Embraer 190, сообщил источник "Ъ" в комитете. По его словам, "в торжественном мероприятии, как ожидается, примут участие представители посольства Бразилии и несколько топ-менеджеров Embraer". Еще один источник "Ъ" уточнил, что сертификат будет получать вице-президент компании Джексон Шнайдер. В пресс-службе МАК заявили, что не будут комментировать событие, которое пока не состоялось. В Embraer сообщили "Ъ", что "по ситуации на сегодняшний день самолет еще не сертифицирован, но мы работаем вместе с российскими властями над этим".

Вместимость среднемагистрального реактивного Embraer 190 — до 114 кресел. Дальность полета с пассажирами — 4 тыс. км. Каталожная цена — около $40 млн. Это одна из самых новых машин в линейке бразильского производителя. Самолет был презентован рынку в 1999 году в Париже, первая поставка состоялась в 2004 году. В СНГ шесть Embraer 190 у Air Astana, один — у Air Moldova, один у Belavia десять планирует получить Украинская авиационная группа, четыре — Azerbaijan Airlines.

Источник, близкий к Embraer, уточнил, что компания оценивает емкость российского рынка самолетов такого типа в 300 машин до 2020 года. "Максимальная задача, чтобы половина пришлась на нас",— уточняет собеседник "Ъ". По его словам, предварительные переговоры велись с пятью-шестью российскими компаниями, "но предметно будем говорить, когда получим сертификат". Топ-менеджеры Embraer не раз заявляли о желании выйти с этим самолетом в Россию. Но заявка на получение сертификата, как уточнили "Ъ" в МАК, была подана только весной.

Перевозчики неофициально говорят, что самолет не пускали на российский рынок по политическим мотивам. "Он прямой конкурент SSJ и мог убить главную амбицию российского гражданского авиастроения в зародыше",— поясняет топ-менеджер одной из авиакомпаний. Источник "Ъ", близкий к Embraer, уверяет, что проблем с получением сертификата не было. Но о том, почему заявка на него была подана только в 2012 году, говорит неохотно: "Нас, скажем так, просили немного подождать. Но это нормальное решение с точки зрения развития отношений между странами. В Бразилии ведь тоже сертифицируют воздушные суда производства РФ, например вертолеты".

small.jpg

Тем не менее решение о выдаче сертификата на Embraer 190 стало неожиданным для большинства опрошенных вчера "Ъ" российских перевозчиков. "Это противоречит политике, которую государство до сих пор вело на авиарынке, опекая SSJ. Видимо, стоит ждать дополнительных протекционистских мер в пользу российского лайнера, иначе у него могут быть проблемы",— отметил источник в одной из крупнейших российских авиакомпаний. В "Аэрофлоте" от комментариев отказались. Источник, близкий к компании, рассказал, что потребность перевозчика в самолетах такого типа на ближайшие годы составляет около 50 машин, из них 30 — это уже заказанные SSJ. "Аэрофлот" — госкомпания, поэтому и в дальнейшем она, скорее всего, будет покупать SSJ, отмечает собеседник "Ъ". Пресс-секретарь UTair Елена Галанова считает, что Embraer 190 будет востребован на российском рынке. "После запрета эксплуатации Ту-134 есть дефицит реактивных самолетов вместимостью 100 кресел,— поясняет она.— Они очень эффективны для эксплуатации на пассажироемких коротких и средних плечах". UTair будет рассматривать возможность закупки Embraer 190.

В Объединенной авиакорпорации (ОАК), которая выпускает SSJ, к новости о сертификации Embraer 190 отнеслись спокойно. "Наш самолет изначально создавался как конкурентоспособный, рассчитанный на борьбу с существующими игроками, как с Embraer, так и с Bombardier, при этом имеющий преимущество по прямым операционным расходам на уровне 8%,— поясняют в ОАК.— В общем портфеле заказов на самолет почти 60% — зарубежные. То есть наши партнеры имели возможность выбрать Embraer, но отдали предпочтение SSJ. Если же говорить о внутреннем рынке, то наиболее крупные российские авиаперевозчики, за исключением S7, уже имеют заказы на SSJ 100". Каталожная цена SSJ примерно на $5 млн ниже, чем у Embraer.

Еще одним конкурентом SSJ в стране может стать канадская Bombardier. Как уточнил источник "Ъ" в МАК, самолеты CRJ 700/900/1000 уже в ближайшее время получат сертификаты типа. "Эти машины дополнительно обострят борьбу на рынке. Но все же Embraer — более серьезная проблема для SSJ",— отмечает источник в одной из авиакомпаний. По мнению главного редактора "Авиатранспортного обозрения" Алексея Синицкого, появление Embraer "вовсе не означает, что все сразу отвернутся от SSJ,— будет здоровая конкуренция, это нормально".

Евгений Тимошинов, Елена Миклашевская
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2088799

(опубликовано: skydiver000)

рейтинг: +1+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи