Почему наш самолет ругают дома и хвалят на Западе? | РГ

рейтинг: +25+x
27 Nov 2013 23:15

"Сухой" в эмиграции

Почему наш самолет ругают дома и хвалят на Западе?

РГ, Текст: Игорь Черняк, Фото: Ренат Закиев

ffa06062.jpg

Недавняя катастрофа в Казани многих заставила задаться вопросом: зачем покупать зарубежный авиахлам, если у нас есть свои новые самолеты? Тот же "Сухой Суперджет" (SSJ100), например.

Но это предложение возбудило в интернете сетевых хомяков, высмеивающих все российское, будь то крупа гречка или "Лада-Калина". Как только не изгалялись над самолетом, сколько злобных пассажей было выброшено в Сеть. Но ладно хомяки - SSJ100 невзлюбили и ведущие российские перевозчики: часто ломается, а потому мало летает, и вообще многим из них ближе зарубежная техника.

Так что же, попытка создать замену Ту-134 и Як-42, лайнер, который называли "надеждой российского авиапрома", первый гражданский самолет, разработанный в России с нуля впервые с 1991 года, потерпела фиаско?

Из Комсомольска-на-Амуре - в Мехико
Новость о том, что мексиканская авиакомпания Interjet - второй по величине перевозчик страны, решила закупить 30 "Сухих Суперджетов" - выглядела весьма неожиданной. До сих пор мексиканцы летали на Airbus А320, которых у авиакомпании аж 39 штук, и неплохо себя чувствовали. Когда решили увеличить парк, свои машины им предложили бразильский Embraer и канадский Bombardier Aerospace, считающиеся лидерами мирового рынка пассажирских региональных самолетов. Но выбор был сделан в пользу России. И выбор серьезный: стоимость контракта на поставку 20 самолетов SSJ100 с учетом каталожной цены (35 млн долларов) - 700 млн долларов, а при условии перевода 10 опционов в твердые заказы вообще превысит 1 млрд долларов.

Так Interjet стал первым покупателем SSJ100 в Западном полушарии.

Первый "зеленый" самолет с бортовым номером 95023 взлетел с аэродрома сборочного завода в Комсомольске-на-Амуре 5 октября 2012 года и, пролетев транзитом через Новосибирск и Жуковский, приземлился в Венеции 6 октября. Там, в Центре кастомизации, самолет покрасили в цвета авиакомпании Interjet, лучшие итальянские дизайнеры оборудовали салон. Особенностью самолета стал интерьер - 93 места с шагом кресел 86,36 см, что позволяет пассажирам чувствовать себя достаточно свободно: обычно у авиакомпаний этот шаг составляет 76,2 - 78,74 см.

"Экономить вес - вот была наша цель: и интерьер, и полки сэкономили 500 кг", - говорит глава SuperJet International Назарио Каучелия.

2.jpg

Пока с бортом возились в Венеции, во Флориде был создан склад запчастей, а компания SJI, которая стала поставщиком услуг по обучению экипажей SSJ100 по всему миру, провела подготовку 44 летчиков авиакомпании Interjet, а также 8 бортпроводников и 100 человек техперсонала.

Первый "Сухой Суперджет" был передан мексиканцам этим летом на авиасалоне в Ле Бурже. В Мексику вылетел 23 июля и, сделав две технические посадки в Кефлавике (Исландия) и Бангоре (штат Мэн, США), оказался в Толуке (рядом с Мехико).

Регулярные полеты начались 18 сентября. Сегодня оба "Сухих", к которым недавно добавился третий, выполняют рейсы из Мехико в 6 городов страны. Самый протяженный маршрут Масатлан - Мехико (1 ч 45 мин.), самый короткий - Мехико - Агуаскальентес (42 мин.). Ожидается, что через два-три месяца география полетов значительно расширится, в том числе за счет маршрутов в страны Карибского бассейна и США.

Парадокс "Суперджета"
И вот недавно подведены первые итоги, оказавшиеся весьма неожиданными. В Мексике машины мотаются, как заполошные: если среднесуточный налет парка SSJ100 в "Аэрофлоте", как сообщают пилоты в блогах, редко превышает 4,5 часа (в "Московии" - 7,2 часа), то в Мексике в первые 4 недели максимальный налет оказался выше 11 часов, а эксплуатационная надежность составила более чем 99%. Выполнено 738 рейсов общей продолжительностью более 794 летных часов. Зарегистрировано лишь 7 задержек в среднем по 23 минуты. В сутки самолеты выполняли до 16 (!) рейсов.

По оценкам экспертов, это очень хорошие результаты для узкофюзеляжного ближнемагистрального самолета, "Суперджет" же считается региональным лайнером, предназначенным для полетов на небольшие расстояния, и для него такие цифры можно назвать отличными.

3.jpg

- Мы провели опрос среди наших пассажиров, и его результаты оказались довольно показательными: "Суперджет" нравится больше, чем Airbus A320, - кажется, исполнительный директор Interjet Хосе Луис Гарса сам поражен. - Расстояния между креслами, бесшумность, объемы багажных полок, значительно превышающие установленные на А320, - все-таки именно эти показатели имеют первостепенную важность для пассажиров. Полностью электродистанционная система управления более совершенна, чем на А320. С другой стороны, нам - инженерам, финансистам и техникам - нужны надежность, безопасность, выносливость, экономичность, что демонстрируют новые SSJ100. Это экономически выгодный продукт, что достигается использованием передовых технологий на борту, пониженным расходом топлива и низкими эксплуатационными расходами, значительно лучше, чем у конкурентов. К тому же сегодня это единственный региональный самолет в конфигурации на 5 мест в ряду, что обеспечивает пассажирам комфорт, сравнимый с магистральными самолетами.

По отзывам мексиканцев, "Сухой Суперджет" стал ключевым для Interjet в плане развития авиакомпании. Машина подтвердила великолепную аэродинамику и эксплуатационные характеристики.

- В течение многих десятилетий в гражданском авиастроении мы выбирали из 4 авиастроительных холдингов: Airbus, Boeing, Embraer и Bombardier, - добавляет президент авиакомпании Interjet Мигель Алеман. - Теперь на рынок выходит пятая компания - "Гражданские самолеты Сухого", которая примет участие в этой конкуренции. С точки зрения мексиканской региональной авиации, появление SSJ100 может отразиться на стоимости билетов во всем регионе. Это будет наш вклад в экономику страны и помощь людям, так как билеты станут дешевле. По сравнению с Embraer SSJ100 легче и более высокотехнологичен. Стоимость его эксплуатации в 2,5 раза ниже, чем у аналогов, а для нас это много. На нем установлена современная авионика, двигатели дают экономию топлива 10%. Наконец, просто проводить его техобслуживание. Это лучший самолет, который у нас был.

Итальянские пилоты из SJI и мексиканские из Interjet также отмечают характеристики российского самолета, в разговорах с нами они высказывали свои комплименты машине. И в частности, по расходу топлива, который оказался не просто "экселенте", а даже еще лучше.

- "Сухой Суперджет" потрясающе ведет себя в воздухе, - признался нам пилот рейса Мехико-Масатлан Диего Эскивель. - Он маневренный, легко набирает высоту, им приятно управлять. Я много лет проработал на Airbus, и честно признаюсь, удивлен русским самолетом.

Откуда рекорды?
Почему же в России SSJ100 критикуют, а в Мексике он демонстрирует более чем неплохие результаты? Версий несколько. По одной из них, у отечественных авиакомпаний просто недостаточно направлений, где такой самолет востребован. Другая возможная причина: мексиканцам достались более совершенные в техническом плане машины, они уже не из первой десятки, а серьезно, с учетом всех замечаний, доработанные (в пользу этого предположения говорит и то, что в "Аэрофлоте" среднесуточный налет SSJ100 неуклонно растет и сегодня, как сообщают пилоты, превысил 7 часов). Наверное, играют свою роль и черный PR, и предвзятое отношение к машине некоторых наших "авиаспецов".

В любом случае опыт мексиканцев показал: как самолет обслуживают и планируют, так он и летает, остальное - разговоры в пользу бедных. История успеха того же А320 начиналась тоже не очень гладко.

Из досье "РГ"
Первый полет "Сухого Супреджета" состоялся в мае 2008 года. На сегодня авиакомпаниям поставлен 21 самолет SSJ100. Помимо мексиканской Interjet они присутствуют в авиапарках 6 авиакомпаний: "Аэрофлота", "Якутии", "Московии", "Газпром-Авиа", индонезийской Sky Aviation и лаосской Lao Central Airlines. Недавно о намерении купить 50 SSJ100 заявили несколько небольших китайских авиакомпаний.

Всего на самолет насчитывается около 200 твердых заказов.

c8506755.jpg

]]

876a9310.jpg
d9da3583.jpg
4cbc0ee1.jpg
4c4e7b49.jpg
3b78150d.jpg
41f6a09f.jpg
2991d624.jpg
e40984e5.jpg
c380b54d.jpg
03a6d72a.jpg
b5cb4f5b.jpg
2a51e5db.jpg
b55b822e.jpg
4022a012.jpg
270fe0ba.jpg

Источник: "Российская Газета"

(опубликовано: S-Jet)

рейтинг: +25+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи