Китайская помолвка Сухого

рейтинг: +15+x

31 Mar 2014 09:53 http://expert.ru/expert/2014/14/kitajskaya-pomolvka-suhogo/

Алексей Хазбиев «Эксперт» №14 (893) 31 мар 2014, 00:00

Фото: РИА Новости
В общей сложности Китай может закупить порядка 150 самолетов SSJ

Старший вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) Игорь Сырцов подписал меморандум о сотрудничестве ГСС с пулом китайских компаний во главе с Henan Oberoi Aircraft Company. Документ предполагает, что китайцы могут приобрести у нас до 100 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ) при условии организации ряда совместных предприятий в городе Чжэнчжоу — административном центре провинции Хэнань. Сумма сделки, по данным China Daily, может превысить 3 млрд долларов.

На первых порах китайцы рассчитывают создать в специальной зоне аэропорта Чжэнчжоу центр кастомизации лайнера SSJ, включая цеха окраски самолетов и установки элементов интерьера. На втором этапе — наладить линию сборки отдельных агрегатов лайнера, а впоследствии и самих самолетов и открыть центр послепродажного обслуживания. Этими работами займутся две промышленные компании — China Tianli Aviation Technology и Shanghai Yuan Fei Technology. Если все пройдет удачно, то первый SSJ, сделанный при участии китайцев, поднимется в воздух уже в 2018 году.

Инвестиции в проект, по данным китайских СМИ, могут превысить 100 млн долларов. Эти средства, как ожидается, будут выделены шанхайским инвестиционным фондом, который контролирует частную китайскую авиакомпанию O-Bay — будущего эксплуатанта SSJ.

Заметим, что ни одна из местных компаний, участвующих в сделке с ГСС, не входит в структуру китайского государственного авиастроительного холдинга COMAC. Но это не означает, что проект не может быть реализован из-за сложностей политического характера. «Не секрет, что руководство Хэнани уже давно вынашивает планы организовать в своей провинции авиационно-промышленный кластер и поэтому будет всячески помогать таким проектам развиваться», — заявил нам высокопоставленный китайский эксперт. По его словам, нет никаких сомнений и в том, что подобная сделка не могла обсуждаться, не будучи одобренной на уровне центрального правительства или даже руководства профильного отдела ЦК КПК.

Желание китайцев развивать кооперацию с Россией в авиастроении объясняется просто. Китайский самолет ARJ-21, прямой конкурент нашего SSJ, судя по всему, так и не поступит в эксплуатацию. Свой первый полет он совершил еще в 2008 году (на несколько месяцев позже SSJ), но испытания еще не завершены. Полтора месяца назад на авиасалоне в Сингапуре руководство COMAC сообщило, что ARJ-21 прошел чуть более 80% всех необходимых тестов. При разработке лайнера китайские конструкторы столкнулись с целым рядом технических проблем, которые до сих пор не решены. Но даже если в конце концов их удастся преодолеть, найти покупателей на самолет будет очень трудно. Китайский лайнер, по сути, является улучшенной копией американского McDonnell Douglas DC-9, разработанного в середине 1970-х. Он устарел не только морально, но и технически. Например, в конструкции ARJ-21 не используются композитные материалы. Из-за этого лайнер получился чересчур тяжелым и неэкономичным. То есть современным требованиям авиакомпаний он по определению не отвечает. Тем не менее китайцы доведут процесс сертификации ARJ-21 до конца, чтобы получить необходимый опыт. Как выразился один из китайский авиационных экспертов, «ARJ-21 — это своевременно сделанный задел, который позволит нам в будущем выпустить самолет уже совсем иного уровня». Однако китайские авиакомпании не могут ждать успехов местной промышленности бесконечно, им нужны новые эффективные самолеты, причем лучше всего, чтобы они были сделаны при участии компаний из КНР. В этом случае благосклонность китайского агентства ACAS, занимающегося выдачей разрешений на импорт самолетов в КНР, фактически гарантирована. Именно на это и рассчитывают китайские компании, подписавшие соглашение с ГСС. В общей сложности в Китае может быть продано порядка 150 SSJ — примерно 20% потребности этого рынка в сегменте воздушных судов на 90–120 мест.

(опубликовано: leshamishin)

рейтинг: +15+x

fancy-divider.gif
fancy-divider.gif

Случайные статьи