Работа электроники на разных фазах полёта
рейтинг: +5+x

Вопрос: … а откуда система «знает», что самолет находится в режиме взлета? …

Ответ (Инженер2010): На распознавании фаз полёта базируется значительная часть идеологии систем и БРЭО самолёта, он ведь у нас очень умный. :) Распознавание фаз основано на совокупности ряда признаков и событий, а также на определённой последовательности их наступления: закрытие или открытие дверей, разжатие или обжатие стоек шасси, режим работы двигателей, изменение скорости, высоты и т.д., и т.п.

SU95_E1.jpg

На разных самолётах деление на фазы и признаки их наступления реализованы по-своему. Например, весь полёт на SSJ разбит на 10 последовательных фаз, начиная от включения систем под ток, запуска первого двигателя, вывода на взлётный режим и т.д., вплоть до прохождения определённого интервала времени после выключения двигателей. Короче говоря, современный самолёт — это сложнейший электронный «супермозг», состоящий из огромного количества частей и скомплексировать их между собой таким образом, чтобы этот мозг не «сошёл с ума» в любой возможной ситуации, задача не менее высоконаучная и трудоёмкая, чем создать сам планер, который будет всё это возить :).

Фазы полёта влияют не только на логику систем, но и на работу индикации и сигнализации — они определяют приоритет и уровень предупреждающих и аварийных сигналов и команд, поступающих экипажу. Так, большинство сигналов во время разбега будут заблокированы, ибо выдача сообщения, например, об отказе системы водоснабжения, только отвлечёт внимание экипажа от выполнения более важных процедур. Поэтому на данном этапе, через «фильтр» пройдут те сигналы, которые требуют немедленного решения о прерывании взлёта, а все остальные, в соответствии с их приоритетом, будут выданы только после набора определённой высоты или прохождения временного интервала полёта. По второму вопросу Вы совершенно правы — признаком прерывания взлёта является перемещение «вниз» обоих РУД-ов.

SU95_E2.jpg

Вопрос: … а можно было пойти к примеру ещё дальше и реализовать …отклонение воздушных тормоза - интерцепторов на обоих полукрыльях не синхронно а с учётом парирования бокового наклона…

Ответ (Инженер2010): Тут важно не навредить и не свести самолёт и экипаж с ума чрезмерным усложнением логики. Наша птичка и так уже имеет весьма высокий уровень «интеллекта», а из подсказок Zhangjiajie можно заметить, что она продолжает развиваться в плане упрощения работы экипажа, повышения надёжности и безопасности систем.

…Работа колоссальная была проделана по этой части.

Да уж, такой вот «конструктор-лего» — трубу из «люминя» склепали, кубиков-компьютеров внутрь набросали, разьёмчики между собой состыковали и вуаля — самолётик готов! :))

А если серьёзно, то Вы абсолютно правы — на современном этапе развития, комплексирование «электронных мозгов» самолёта это колоссальная работа, которая по своей сложности и значимости приближается к проектированию его планера. И этот процесс продолжается вместе с развитием самолёта. С одной стороны, растёт опыт реальной эксплуатации, расширяются географические и климатические условия полётов, а с другой — устанавливается всё более новое и «навороченное» оборудование (локатор, TCAS, TAWS, транспондеры и т.д.), расширяется функционал и характеристики комплекса. Всё это, в свою очередь, приводит к усложнению логических связей между составными частями комплекса, а также к обновлению ПО ряда систем, оборудования и всего комплекса авионики. С начала эксплуатации, «мозги» самолёта прошли уже три этапа обновления. А каждая новая итерация требует дополнительной доводки, отлова и устранения новых «блох» на «электронной птице» и на опытных машинах, прежде чем получить на неё ДСТ и внедрить в серию. Зато, благодаря этому, птичка становится всё «умнее» и безопаснее.

А кому лучше знать, что самолет уже на земле - компьтеру или пилотам?

По разному — иногда компьютер справляется с распознаванием ситуации лучше, чем экипаж

за рубежом уже давно бы поручили на всех самолетах типа поставить ручной переключатель - небо-земля. Если автоматика не сработала - очевидно вручную включить средства торможения…

Валерий Попов: А управлять им будет царь и Бог на борту? :)
К сведению «крупных специалистов по проектированию». В соответствии с АС-25-7А вероятность ошибки пилота 1Е-4 на час полета, при перекрестном контроле: 1Е-5. Вероятность катастрофическкого отказа автоматики не более 1Е-9. Для критических систем типа систем управления — единичный отказ с катастрофическими последствиями не допускается независимо от вероятности.

Читайте также

26 Jan 2013 08:52 (опубликовано: leonty)

рейтинг: +5+x

fancy-divider.gif

Читайте далее

  • Автопилот - На самолёте стоит хороший и очень надёжный автопилот, поэтому нет смысла летать «ручками»: практически всё время, машина летает «в автомате». Но… именно в автоматическом режиме расход топлива получается чуть выше, и вот почему. Основную часть полёта...… (+2)
page 2 of 2« previous12
fancy-divider.gif

Случайные статьи