Директивы лётной годности
рейтинг: +8+x

Директивы лётной годности

В последние дни в новостях довольно шумно прошлись по приостановке эксплуатации SSJ-100. Остановили эксплуатацию, проверки, трещины! Даже бедные мексиканцы пострадали:

Interjet, которая эксплуатирует более 20 Sukhoi SuperJet 100, отменила 25 рейсов, что отразилось на перевозке почти 700 пассажиров.
http://www.aex.ru/news/2016/12/27/164166/

Хочу рассказать как это работает и такая ли это сенсация, как о ней пишут. Сразу извиняюсь, по-моему получился довольно тяжёлый лонгрид.

Все знают, что самолёты надо обслуживать. Документацию о том как и когда обслуживать самолёт пишет и передаёт в авиакомпанию (где-то бесплатно, где-то за подписку) разработчик воздушного судна. В комплекте документации идёт много всего: технологии осмотров и проверок (AMM), каталоги запчастей (IPC), план техобслуживания (MPD=MRB+ALS+..), руководство по ремонту (SRM) и т.д. Это обязанность разработчика — вести и содержать в актуальном статусе все эти документы, а также делиться ими с авиакомпаниями.

Летает себе самолёт, осматривается, обслуживается, и всё хорошо. Всё происходит в плановом порядке.

И тут, во время очередного осмотра узлов крепления стабилизатора на самолёте, кто-то находит трещину! Авиатехнику медаль и всеобщее признание (шутка). Что делать дальше? Трещина нигде не описана (в руководстве по ремонтам нет, в технологии осмотра тоже ничего не сказано что делать). Дальше — письмо производителю. И не просто письмо, как любят делать некоторые, а сразу подробная информация: какой борт, сколько налетал, где нашли, фото, размеры-скетчи. Не отправив это сразу, ты только сделаешь решение проблемы дольше.

Производитель начинает всё это изучать, и встают у него волосы дыбом — разрушение крепления стабилизатора это потенциальная катастрофа. Дальше думают — а вдруг где ещё трещать начало? Определяют технологию, как со 100% вероятностью находить это отклонение, и рассылают инструкцию авиакомпаниям.

Но проблема в том, что в иностранной системе (в т.ч. странах ИКАО) сделано хитро. Чтобы разработчик просто так не стриг деньги с авиакомпаний на проверки просто потому, что у КБ наличка кончается, обязать авиакомпанию сделать что-то на самолёте могут только авиационные власти страны регистрации. (Про делегирование прав между странами вроде наших бермудских самолётов в российских авиакомпаниях как-нибудь в другой раз).

Поэтому разработчик обязан в первую очередь сообщить своему государству (то, которое выдало сертификат типа, Airbus — EASA, Boeing — FAA, Сухой — МАК/Росавиация) о том, что случилось и как это исправлять. Дальше государство разработчика рассылает/публикует директиву лётной годности (AD — Airworthiness Directive) и сообщает другим странам, где эксплуатируется тип.

Тут возникает момент. Если ты летаешь на Boeing с российской регистрацией (такое бывает), а FAA выпустили директиву, то ты юридически (если это не предполагается какой-нибудь твоей российской инструкцией) можешь ничего не делать до того, пока Росавиация не скажет тебе об этом, выпустив свою директиву. Здравый смысл в такой ситуации подсказывает — следи за директивами страны-разработчика, т.к. Росавиация пока что только осваивает эти процессы, а летать безопасно надо сейчас.

Теперь об интересном. Все директивы лежат в открытом доступе для широкой общественности:
EASA http://ad.easa.europa.eu/
FAA https://www.faa.gov/regulations_policies/airworthiness_directives/
Бразилию и прочие Канады можете поискать сами — я с ними никогда не работал.

Фильтруем тип ВС и погружаемся в многочасовое чтение. Впечатлительным пассажирам лучше не заходить. Чего только не находят в Boeing и Airbus. Только на тип A320 сегодня выдаётся под 400 директив. Из них только за 2016-й год три десятка. Тут тебе и трещины во всяких разных местах, и отрывающиеся капоты.

Вывод — находить вовремя серьезные проблемы это нормально! Ничего страшного с SSJ не произошло, а такой останов говорит только о грамотной программе обслуживания самолёта.

Итак, почему в адресах выше нет Росавиации? Хотя бы потому, что директивы (вместе с сертификацией типа) выпускал всегда МАК. И нигде не публиковал в открытом доступе (или мне не было об этом известно, т.к. на RA- самолётах в системе лётной годности, я никогда не работал). При подготовке к этой статье я случайно обнаружил, что дело сдвинулось с мертвой точки, и у нас теперь тоже публикуются разные документы по поддержанию лётной годности вот здесь: http://www.favt.ru/dejatelnost-podderzhanie-letnoj-godnosti/.

По информативности, конечно, сайту пока далековато до зарубежных аналогов, но это достойное начало (25 лет с начала эксплуатации иномарок в нашей стране…)

Каждая авиакомпания должна следить за этими директивами (не забываем, что юридически — за директивами страны регистрации ВС), оценивать влияние на свой флот и выполнять её требования. За директивами какой страны, кроме страны регистрации следить, — это уже головная боль авиакомпании. Часто здесь накладывается лизинговый договор, который требует чтоб ваш Boeing все время эксплуатации соответствовал требованиям EASA. А если ещё и самолёт зарегистрирован в Ирландии, то всё вообще просто — следуем EASA не глядя на то, что разработчик под FAA.

К счастью, чтобы найти директиву по SSJ не обязательно блуждать в дебрях сайта Росавиации (я так и не нашёл), а можно зайти напрямую к EASA (помните — власти обрабатывают все директивы других государств и перевыпускают для самолётов, зарегистрированных в своей стране). К счастью, под EASA летает пара-тройка суперджетов CityJet и EASA ретранслировала директиву. Тут можно почитать подробности, что всё-таки случилось и что надо делать:
http://ad.easa.europa.eu/ad/RU-2016-322-02

Так что видим, что ничего сверхъестественного в найденной проблеме нет. Но есть интересные особенности нашей директивы в отличие от похожих от других стран.

Продолжение следует.

31 Dec 2016 12:44 (опубликовано: Monya Katz)

рейтинг: +8+x

fancy-divider.gif

Читайте далее

  • Налет Суперджетов в авиакомпании "Московия" - Чтобы увидеть таблицу на docs.google.com, вы должны осуществить вход в аккаунт google.com. Сайт superjet100.info не осуществляет этот вход за вас, не спрашивает у вас никакие пароли и не хранит их. Табличка ведется пользователем maxbrain Подробнее...… (+3)
  • Запчасти и сервисное обслуживание | ППО и ТОиР - Если с ноября 2011 года ничего не изменилось, SJI предлагает следующие опции по запчастям: shared pool общий (для всех) склад запчастей. Два срока поставки запчастей: «поставка-по-диагностике» и «поставка-по-доставке». В первом случае поставка со...… (+3)
  • Сравнение эксплуатации самолетов в Аэрофлоте - Наиболее обьективным показателем для возможного сравнения служит количество выполненных рейсов в одной и той же а/к. Статистика по утилизации парка в части количества рейсов на тип в АК Аэрофлот за 8 дней с 30.08 по 06.09 этого года тип кол-во...… (+3)
  • ГПМО (MMEL) Суперджета - а насколько MMEL для Суперджета отличается от Айрбасовского? Dmitry402: MMEL1 SSJ и MMEL Airbus это как земля и небо. Некоторые главы в MMEL SSJ просто отсутствуют. И я думаю это не вина ГСС и уж тем более Аэрофлота. почему так медленно внедряются...… (+3)
  • Детские болезни и другие проблемы и их лечение - В начале эксплуатации каждого нового самолета он неминуемо проходит период лечения детских болезней, и это нормально. (пример) В этот период самолёту требуется повышенное внимание техников авиакомпании. Именно поэтому первые заказчики и получают...… (+2)
  • Эксплуатационная документация - почему мануал на ССЖ пишут французы?.. На самом деле, процесс создания эксплуатационной документации (ЭД), как и проектирование самого самолёта (я про это уже писал), организован точно так же, как и во всех других КБ. Материалы для РЭ, РЛЭ и ЛР...… (+2)
  • Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) - Производитель SSJ 100 должен сконцентрироваться на послепродажной поддержке 2011-08-17 Соглашение о намерениях по обслуживанию SSJ100 между Superjet International (SJI) и Volga-Dnepr Technics (VDT) Источник: пресс-релиз Волга-Днепр Техникс ...… (+2)
fancy-divider.gif

Случайные статьи