Управление двигателями
рейтинг: +1+x

Иванчин: «…Это что, СаМ двигатель типа терминатор, в смысле с искуственным интелектом и системой связи между двигателями??? … а что пилоты про это скажут??? … а предположим при посадке двигатель откажет у суперджета, второй сам оборотов добавит, все хорошо, вот только экипаж успеет ли компенсировать разворачивающий момент вызванные не только отказом одного, но и увеличением тяги другого ???…»

Инженер2010: Самолёт имеет весьма высокий уровень интеллекта (и не только в данном вопросе). В частности, в случае отказа одного двигателя, второй автоматически распознаёт это (по изменению оборотов) и с небольшой задержкой, увеличивает свой режим на 10%. «Мозги» двигателей (FADEC1) постоянно мониторят друг друга, а так же состояние других систем самолёта (например СКВ2, СВС3и др.). Дело в том, что мгновенно определить отказ двигателя экипаж самолёта не в состоянии, так как, в отличие от поршневого двигателя, реактивная турбина является довольно инертной. Именно поэтому во время лётных испытаний каждого гражданского самолёта обязательно определяется время распознавания экипажем отказа двигателя (по реакции самого самолёта и срабатыванию систем сигнализации). Этот параметр является очень важным, так как в итоге, его величина влияет на назначение характерных взлётных скоростей и в итоге – на дистанции взлёта данного самолёта.

Что касается разворачивающего момента, возникающего из–за отказа двигателя, то СДУ самолёта, в свою очередь, получает эту информацию от FADEC и автоматически парирует момент рысканья отклонением руля направления в противоположную сторону. Далее, это отклонение РН, постепенно «списывается». Эта система не является чем–то необыкновенным или суперновым решением – вся её тонкость в том, насколько качественно подобраны законы управления. Доведение этих алгоритмов «до ума» конечно потребовало немалого объёма моделирования, отработки на стендах и в полётах.
Разворачивающий момент критичен не на этапе захода на посадку (двигатели работают на пониженных режимах), а при отказе двигателя на разбеге, на взлёте или в момент ухода на второй круг (взлётная тяга при малой скорости). Минимальные скорости, при которых самолёт способен сохранять прямолинейный полёт, парируя разворачивающий момент отказавшего двигателя, определяются в испытаниях и называются минимальными эволютивными скоростями разбега, взлёта и посадки (Vmcg, Vmc и Vmcl). Они влияют на назначаемые самолёту скорости взлёта, захода на посадку и, соответственно, на взлётные и посадочные дистанции.
И ещё одно: именно интеграция бортового комплекса, организация обмена информацией между огромным числом бортовых компьютеров является сложнейшей задачей при создании любого современного «электронного» самолёта и по трудоёмкости не уступает проектированию планера. Это к слову, об «отверточной» сборке. Кстати, обмен информацией между самолётными системами, авионикой и FADEC двигателей на SSJ организован через компьютерные блоки, так называемые «концентраторы», разработанные Ульяновским УКПБ.

По материалам Engineer_2010

02 Jun 2012 20:23 (опубликовано: Monya Katz)

рейтинг: +1+x

fancy-divider.gif

Статьи и новости по тегу sam-146

fancy-divider.gif

Читайте далее

  • Вес двигателя и сравнение с весом аналога - FRAM: 100 раз обсуждалось. Лейтенант уже все расписал: Вес Д-436-148 в состоянии поставки - 1890 кг1 Поставочная масса двигателя – 1890 кг Ежели к массе двигателя Д-436-148 1890 кг добавить «цифири», сообщённые мне ранее моими «киевлянами»: гондола ...… (+4)
  • Про двухконтурность двигателей - Но я не думаю, что высотно-скоростные характеристики Сам-146 существенно превосходят Д-436 на махах 0,75 - 0,8 Евгений Коваленко: степень двухконтурности у SaM-146 заметно меньше, чем у Д-436. А это значит, что с ростом скорости тяга у SaM-146...… (+4)
  • Силовая установка: спецификация - Силовая установка самолётов семейства RRJ состоит из маршевой силовой установки, включающей два турбовентиляторных воздушно- реактивных двигателя нового поколения SM-146, разработанного совместно французской фирмой Snecma Moteurs и российским научно-...… (+2)
  • Двигатели для испытаний - сколько движков изготовил сатурн на сегодня, май 2011? Ответ: около 30, включая тестовые и дефектные тестовые (разумеется с переборками): 001 - на боковой ветер, птицу, 002 - на обрыв лопатки 003 - на чистоту воздуха, молниестойкость 004 - на ТО,...… (+1)
fancy-divider.gif

Случайные статьи