Частотки и флаттерная программа, 2008 - 2009 г.г.
рейтинг: +11+x

И те, и другие испытания проводились в Комсомольске. Думаю, что эти сюжеты интересно посмотреть не только спецам, но и всем остальным. Небольшие разъяснения по теме:

Про частотки.

Можно отметить, что самолёт с убранными шасси установлен на гидроподъёмники и специальные пневматические «подушки», а сами испытания состоят из трёх этапов:

1-й этап — оценка устойчивости контура СДУ в режиме «жёсткой связи» (Direct mode), т.е. обычного демпфера. Примерно на 2 мин 40 сек. видно как на платформе «трясут» небольшую коробочку — это комплект штатных ДУС-ов, которые выдают в линию обратной связи СДУ данные о угловых скоростях по трём осям. Такое воздействие на ДУСы приводит к тому, что птичка «машет» в ответ рулевыми поверхностями.

2-й этап — оценка частотных характеристик «железа», т.е. самого планера. Генераторы колебаний, прикрепляют поводками к фюзеляжу, к консолям крыла, оперения, киля, к мотогондолам, а затем, с их помощью, возбуждают колебания конструкции с различными частотами. Хорошо видны моменты, когда законцовки крыла и мотогондолы начинают резонировать — т.е. частота возбуждаемых колебаний совпадает с собственной частотой того или иного элемента конструкции.

3-й этап — всё выполняется в комплексе, т.е. частотные испытания планера + СДУ в режиме «Normal mode».

Кроме подготовки к 1-му полёту, частотные испытания (в меньшем объёме) повторяются перед началом лётных испытаний автопилота, для оценки устойчивости контура «самолёт-СДУ-автопилот», а далее на одной из серийных машин, для подтверждения неизменности частотных характеристик планера.

Про флаттерную программу.

Показана проверка СДУ и испытательной аппаратуры перед полётом. На период данной программы на борту был специальный генератор гармонических цифровых сигналов, который подавал их в блоки СДУ. В полёте, после выхода на заданный режим (приборная скорость, число М, или их сочетание), бортовой оператор включал ту или иную программу этого генератора, и это вызывало отклонения рулевых поверхностей (синхронные или в противофазе) с определёнными частотами. Полученные параметры колебаний элементов планера и их затухание анализировались в ходе выполнения самого режима, а потом, более основательно, на земле. Только после этого специалисты-флаттерщики давали «добро» на выполнение следующего «шага» по скорости. В самом конце, на послеполётном разборе, присутствует доклад о достигнутых в данном полёте числе Маха — 0.86 и приборной скорости — 355 узлов (660км/ч). На всякий случай напомню, что эксплуатационные ограничения Ммо = 0.81 и Vмо = 308kt (570км/ч)

Как можно видеть по этим сюжетам, и наземные, и лётные эксперименты выполнялось в строгом соответствии со всеми российскими методиками и с использованием имевшихся на тот момент достижений научной мысли. Ибо флаттер — вещь в себе, шутить с которой опасно даже в нынешние времена сверх-супер-компьютеров.

***

(Валерий Попов:) Низший тон собственных колебаний самолёта, а именно первый тон изгиба крыла, находится в районе 3 герц. Частота колебаний самолёта как твердого тела на пневмоподвеске вроде чуть ниже 1 герца.

По материалам Engineer_2010

05 Apr 2015 18:12 (опубликовано: Monya Katz)

рейтинг: +11+x

fancy-divider.gif

Читайте далее

fancy-divider.gif

Случайные статьи