"Приземистость" Ту-334
рейтинг: +4+x

…Мне ещё 334 нравится приземистостью. Так и видится, как экран его держит. Не то, что Ту-114, коего жеребцом звали, за высоченную переднюю ногу.

Engineer_2010 пишет: То, что Вам кажется преимуществом, на самом деле, играет отрицательную роль. На посадке, экранный эффект мешает «придавить» самолёт к поверхности ВПП и обжать стойки, что нужно для срабатывания автоматики торможения, выпуска спойлеров и открытия створок реверса. А если уж выбирать между короткими и длинными опорами шасси, то, со многих точек зрения, лучше остановиться на последних. Конечно, короткие стойки дают выигрыш в весе и лобовом сопротивлении. Но всякая медаль имеет свою обратную сторону. Как мне рассказывал один из участников испытаний 334-ки, после пробежек по ВПП, покрытой нормированным слоем слякоти, ниши шасси оказались забитыми «по самые створки». По словам коллеги, хорошо, что они ограничились тогда только рулениями и пробежками. Причём, слякоть, налипающая на сами опоры и колёса, сдувается с них набегающим потоком воздуха и в течение нескольких секунд после отрыва, за шасси отчётливо виден снежный шлейф. А вот ниши… что в них попало, то и примёрзло.

На данной машине, «короткие ноги» имеют ещё один недостаток - при аварийном выпуске шасси, створки основных опор «стираются» о бетонку во время пробега и их необходимо менять. В то же время, «длинные ноги» Ту-114 или Ту-204 лишены всех этих проблем. Лучше уж возить лишнюю сотню килограммов и быть прозванным «жеребцом», чем рисковать створками, обмерзающими замками или концевиками.

…"Экранный эфект" имеет же преимущество в снижении посадочной скорости?…

Повторюсь, но… в отличие от экранопланов или дельтапланов, для гражданских ВС, экранный эффект совсем не является «неоспоримым преимуществом», а наоборот.
Скорость захода на посадку (Vappr) никак не зависит от его величины и равна Vappr = Vref + Vдоб., где:
* Vref (reference speed) - строго регламентирована требованиями норм (АП25 и АП23), она д.б. не меньше, чем бОльшая из двух величин: 1.23Vsо (скорость сваливания), или 1.05Vmc (эволютивная скорость).
* «Дельта» (Vдоб.) - учитывает различные факторы: наличие ветра, автопилотный режим захода, условия обледенения и отказ двигателя. Каждое из этих слагаемых добавляет по 5 kt (10 км/ч), но в сумме, не более 15 kt.

Таким образом, скорость захода (Vappr) зависит от аэродинамики «чистого» самолёта, без какого-либо учёта экранного эффекта.

На конечном этапе (с высоты 15 м), выполняется уборка оборотов и выравнивание, с одновременным уменьшением скорости, вплоть до касания поверхности ВПП. И тут начинает сказываться эффект экрана. Причём, чем он сильнее проявляется, тем больше надо погасить скорость, чтобы «прижаться» к бетонке, а в итоге - тем больше длина воздушного участка. А т.к. по нормам, её необходимо ещё умножить на К = 1.67, то разница между скоростями захода и касания, оказывает весьма существенное влияние на посадочную дистанцию - каждый «лишний» км/ч, приводит к её увеличению на добрую сотню метров. Поэтому, лётчики-испытатели, выполняя зачётные посадки, вынуждены прикладывать весь свой опыт и мастерство для минимизации воздушного участка. Иначе самолёт будет долго «висеть» над самой полосой, а полученные ВПХ, совсем не обрадуют его создателей. В идеале, для уменьшения дистанции, Vref должна быть как можно меньше, экран - отсутствовать вообще, а скорость касания - равняться скорости захода Vappr.

Так что, экранный эффект, является проблемой для всех гражданских ВС и особенно для низкопланов (не только для Ту-334). И столь нравящееся Вам физическое явление приводит к столь же нелюбимым грубым посадкам - «продавливать» экран приходится, однако. Иначе, автоматика не даст сигнала на включение тормозных устройств.

15 Aug 2012 18:09 (опубликовано: skydiver000)

рейтинг: +4+x

fancy-divider.gif

Читайте далее

  • История создания Ту-334 - Начало проектирования туполевского ближнемагистрального пассажирского самолета четвертого поколения Ту-334 относится к 1988 г. Появление этого проекта было связано с необходимостью создания современного самолета, способного заменить в эксплуатации...… (+2)
fancy-divider.gif

Случайные статьи