Молниезащита Суперджета
рейтинг: +2+x

Небольшой рассказ про испытания самолётов на «громы и молнии». На современных ВС, имеющих солидное БРЭО и множество бортовых компьютеров, испытания всей этой начинки на ЭМС, HIRF и молниезащиту проводятся гораздо серьёзнее, чем когда-то на «Тушках» и «Илах» во времена СССР. Испытания «на молнию» проводятся в несколько этапов - вначале, как положено, мат. моделирование, затем - на специальных масштабных моделях. На этих этапах проверяются пути прохождения эл. токов при попадании в самолёт молнии. И только потом, проводят программу специальных наземных испытания на реальном самолёте. У нас, эту программу проводили на 95001, после завершения на ней ЛИ, поэтому довелось немного понаблюдать на этот процесс и даже, немного пообщаться со «страшным и ужасным отцом молний» Фарамазяном (руководитель ЛИИ, очень большой учёный, весьма активный и бойкий мужик, хоть и в возрасте около 70-и лет).

Для начала - «подопытный» самолёт устанавливают в ангаре «всеми лапками» на толстые текстолитовые платформы, для полной изоляции его конструкции от пола. Затем, его «опутывают» проводами на специальных, тоже изолированных, мачтах, рядом устанавливают машину со спец. аппаратурой, внутри самолёта прокладывают заранее изготовленные типовые жгуты (включающие в себя полный набор используемых в БРЭО проводов). И понеслось - к разным точкам планера подают мощные токи, отводят их через штатные статразрядники и измеряют наводки, возникающие на эл. жгутах. Исследуются все возможные варианты прохода по самолёту зарядов молнии по конструкции самолёта (определённые ранее расчётами и на модели): нос-крыло, нос-оперение, нос-киль, крыло-крыло, крыло-оперение, крыло-киль и т.д. Это весьма трудоёмкая работа, поэтому эти испытания длятся около месяца-полутора. По результатам работы, выпускается сертификационный акт солидной толщины. Самолет 97001 после завершения своей части летных испытаний принимал участие в этой программе.

8.JPG

Кроме молниезащиты, проводится и спец. программа по оценке защищённости БРЭО от статического электричества. Это уже не наземка, а лётные испытания. На этот период, один из штатных статразрядников, меняют на специальный препарированный, с записью на СБИ стекающего с него тока. В полётах вблизи мощных кучевых и кучево-дождевых облаков, проверяется отсутствие помех при работе радиосвязной и прочей электронной аппаратуры самолёта. И подобные виды испытаний проходит любой современный самолёт в нашей стране и за рубежом. Только после этого, можно рассчитывать на получение СТ в АР МАК или EASA.

За время проведения СЗИ и в дальнейшем, было уже несколько реальных случаев попадания молний в Суперджеты во время полётов. Потом, на земле, техникам даже удавалось обнаружить на обшивке точки входа и выхода зарядов. Во всех этих случаях, никаких проблем с функционированием БРЭО, ни с работой радиосвязи или навигации не возникло. Так что, не стоит фантазировать и «вестись» на любые бредовые теории.

06 Jun 2012 14:27 (опубликовано: skydiver000)

рейтинг: +2+x

fancy-divider.gif

Читайте далее

  • Состояние программы на март 2010 - Пресс релиз ГСС от 3 февраля 2010 с достаточно подробным освещением состояния программы http://sukhoi.superjet100.com/mediacenter/press/00217/ 03.02.2010 На сегодня общий налет первых трех опытных Sukhoi Superjet 100 составляет 1300 часов. Выполнено...… (+0)
  • Перелёт в Жуковский - 1 апреля 2009 года – Сегодня два опытных самолета Sukhoi Superjet 100, 95001 и 95003, выполнив перелет Комсомольск Новосибирск Жуковский, успешно совершили посадку в ЛИИ им. Громова. Обе машины продолжат программу сертификационных лётных испытаний...… (+0)
page 8 of 8« previous12...678
fancy-divider.gif

Случайные статьи