РУДы и реверс
рейтинг: +9+x

Вопрос (Ole_): …Коллеги с ГСС, у вас на самолете реверс как включается - тем же РУДом или РУР есть тоже?…

Ответ (Инженер 2010): Реверсы включаются теми же РУДами. Для их перевода из положения IDLE в положение MIN.REV необходимо отжать вверх гашетки на рычагах (сжать кисть руки, лежащей на РУДе). Все сигналы от рычагов к FADEC1-ам передаются в электронном виде, без механики, что облегчает введение и снятие разных блокировок.

RUD_1.jpg

Фото: РУД - Рукоятки управления двигателями | Василий Кузнецов

8161128479_8ab7873943.jpg

Вопрос: А механические блокировки ручек какие есть у вас? У нас, например, если РУД2 не на малом газе, РУР3 механически блокируется в самом ПУД; на ручке РУР, чтобы двинуть её, надо головку обжать; когда РУР снят с упора выключения реверса — РУД не пойдёт вперёд (механически заблокирован в ПУД), при перемещении РУР выше упора минимального реверса при невыпущенном реверсе работает мех. блокировка перемещения ручки (она на двигателе расположена).

Ответ: РУДы могут перемещаться между передним концевым упором МАХ, соответствующим максимальной прямой тяге (режим ЧР или APR) и задним концевым упором, соответствующим максимальной обратной тяге (режим REV.MAX). Кроме концевых, имеются ещё два промежуточных упора.

Передний промежуточный упор соответствует режиму NTO (Нормальная взлётная тяга) и преодолевается приложением к РУД дополнительного усилия. Кроме пересиливания упора, режим APR может включаться автоматически — системой АСУВТ в случае отказа одного двигателя на взлёте. В соответствии с нормативными требованиями, выход на APR увеличивает тягу на 10%.

Задний промежуточный упор соответствует режиму IDLE (МГ) и снабжён механической защёлкой, которая открывается перемещением в верхнее положение специальной клавиши на РУД. Дальнейшее перемещение рычагов до заднего концевого упора увеличивает обратную тягу от REV.IDLE до REV.MAX. Защёлка промежуточного упора IDLE односторонняя, т.е. обратный переход на прямую тягу обеспечивается обычным перемещением РУД вперёд — до характерного щелчка.

Вопрос: …если реверс не переложен и нет давления в гидросистеме, ручку можно утянуть с малого газа до максимально реверса, нажав клавишу?

Ответ: РУД, конечно, можно будет переместить, но это ничего не изменит…

Объясню поподробнее про управление и индикацию режимов двигателей. В верхней части инженерного дисплея (EWD), над шкалами N1 левого и правого двигателей, индицируется наименование режима их работы — IDLE, CLIMB и т. д. Если текущие обороты двигателя и положение РУД соответствуют друг другу, режим индицируется зелёным цветом. Кроме этого, по внешней части шкалы N1 перемещается индекс положения РУД, по которому можно контролировать «ножницы» между заданными и текущими оборотами. При перемещении РУД, например, из положения МГ во взлётный режим, надпись IDLE зелёного цвета изменится на NTO голубого цвета. После выхода двигателя на NTO надпись перекрасится в зелёный цвет, а стрелка текущих оборотов N1 совместится с положением метки РУД.

Теперь о режимах обратной тяги. При переводе РУД в любое из положений от REV.IDLE до REV.MAX, на EWD высвечивается надпись REV оранжевого цвета. После открытия створок и выхода двигателя на заданные обороты, надпись перекрасится в зелёный. Если по причине какого-либо отказа створки не откроются, надпись REV останется оранжевой и появится сообщение об отказе – L(R) REV FAULT с соответствующим звуковым «кликом». FADEC не даст увеличить обороты при закрытых замках реверса и двигатель продолжит работать на режиме МГ (IDLE). После отказа, даже в случае снятия сигнала FAULT, открытие створок будет заблокировано FADEC-ом до конца полёта.

RUD_2.jpg

Изображение: Приборная доска | РУД | ГСС

Комментарии

Посторонним В: Вы, действительно, создали дружественный интерфейс!

Это титанический труд. В своё время соседнее бюро занималось "взаимодействием машина-человек", правда в другой области - обработка полётных данных. И я видел, сколько сил уходило на решение задач типа: "а если она так, то мы…". Потому что этих "а если…" столько!.. И все нужно предусмотреть.

Zhangjiajie: Уважаемый Engineer_2010, позвольте немного поправить Вас и самую малость добавить.

Если мне не изменяет память, у Вас нет индикации "NTO". На обычном сейчас режиме (не "флексибл") у Вас индицируется "TO/GA".

Что хорошо в той логике индикации, что реализована на Вашем самолете? Как Вы верно подметили, при достижении заданного режима индикация режима перекрашивается в зеленый цвет. Что это дает? Наглядность - раз. И второе: во FCOM Вашего самолета нет огромадных таблиц взлетных режимов в зависимости от внешних условий. И Пилота Вашего самолета никто не заставляет контролировать выход заданных оборотов на взлете (в зависимости от внешних условий) - это отдано автоматике. Для пилота предоставляется уже результат проверки автоматикой- зеленая TO/GA.

По поводу индикации реверса. Если взять в руки разные ревизии Вашего FCOM, то видно, что та логика, которую Вы описАли, была на самых ранних версиях авионики. На версиях, на которых трудятся Ваши Заказчики: никаких "транзитных" желтых сигналов нет; появление зеленой индикации REV служит сигналом Пилоту, что реверс работает штатно. Появление желтой индикации REV сигнализирует о неисправности реверса (любой). То есть, желтый сигнал он увидит только при нештатной работе.

"… Что касается работы реверса двигателей …" Указанные Вами блокировки реверса были свойственны Вашему самолету "в детстве". Продольный момент от реверса на RRJ-95B незначительный. Для тех версий ПО, что установлены на бортах Эксплуатантов и на опытных #03 и #05, условия включения и работы реверса: РУД в положении от REV IDLE до REV MAX и обжатие основных стоек шасси.
ОБС, что видела RRJ-95B на пробеге с высоко поднятой носовой стойкой и работающими реверсами )

Эта же "бабушка" уже и не припомнит, был ли реверс на машине #01. Если был, то именно там и были когда-то первоначальные блокировки по обжатию всех опор.

"На этапе взлёта - по сигналу перемещения РУД в положение ниже «CLIMB» при этом, одновременно с выпуском интерцепторов, автомат торможения колёс включается в режим экстренного торможения «RTO»"

APZ комментирует: неплохо! Пилоту, при прерванном взлете, достаточно лишь РУДы на себя потянуть, и все системы переходят в режим экстренного торможения

sam-146-revers.jpg
Фото: устройство реверса | Интернет
Revers_1.jpg

Фото: Работа реверса | Интернет

Читайте также:

22 Jan 2013 21:17 (опубликовано: skydiver000)

рейтинг: +9+x

fancy-divider.gif

Читайте далее

  • Система видеонаблюдения - Участок 6 - установка видеонаблюдения . Видеонаблюдение где? В кабине пилотов? Система видеонаблюдения позволяет пилотам наблюдать за тем, что происходит в переднем вестибюле, перед тем, как открыть дверь кабины экипажа. Установка этой системы,...… (+4)
  • Обсуждение "англоязычности" кабины Суперджета - а что в Суперджете истинно Российском самолете еще и кабина не на русском языке? Инженер2010: А что в этом такого? Когда я посмотрел на тренировку пилотов АФЛ на FFS, то обратил внимание на то, что всё общение с диспетчером и между собой в кабине...… (+4)
  • Кабина экипажа - спецификация - Кабина экипажа служит для размещения членов экипажа и оборудования, необходимого для управления самолетом. Размещение двух пилотов, дополнительного кресла, внекабинный обзор и основные органы управления выполнены в соответствии с AC №25.773-1...… (+2)
  • Дизайн панели приборов пилотов - а дизайн панели приборов пилотов, кто делал? … Проектировали два отдела КБ – кабинщики компоновали пульты, а отдел авионики разрабатывал индикацию. Огромный вклад в идеологию кабины и индикации внесли лётчики-испытатели. Очень старались, чтобы...… (+2)
  • Лобовые стекла - …Компьютер ваш - обычный контроллер электроавтоматики… который даже сейчас любой студент техникума в состоянии разработать… Ну а со стеклами и дверьми как отмазываться будете? Тоже в стеклах компьютер у вас? Engineer_2010 пишет: Для Вас будет...… (+1)
page 2 of 2« previous12
fancy-divider.gif

Случайные статьи