Контрольные и навигационные системы
рейтинг: +4+x

На борту самолёта Sukhoi Superet 100 установлен современный комплекс авионики, интегрированный французской компанией «Thales Avionics» и состоящий из компонент, разработанных известными мировыми производителями бортового оборудования. Самолёт оснащён современными пилотажно-навигационными средствами, системой предупреждения столкновения T2CAS, спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС1 и измерения радиовысоты.

Система предупреждения столкновения T2CAS

Система раннего предупреждения о столкновении T2CAS (разработчик и производитель — компания ACSS, США) представляет собой вычислительный блок с функциями предупреждения столкновения в воздухе (TCAS2) и предупреждения о приближении к земле (TAWS3).

13.jpg

Функция TAWS системы T2CAS соответствует самым жёстким и современным требованиям (TSO-C151b класс A) к системам такого рода и является аналогом системы EGPWS производства компании Honeywell. Система компании ACSS является на сегодняшний день одной из самых передовых в своей области и используется на многих современных самолетах Boeing и Airbus.

Функции TCAS и TAWS используют независимые процессоры и модули ввода/вывода. Программное обеспечение TCAS и TAWS также не связано друг с другом. Система T2CAS включается автоматически при подаче электропитания на самолёт. Вероятность отказа функции TAWS – примерно один случай на 10 000 часов наработки.

В систему T2CAS загружена актуальная база данных рельефа местности и ВПП по всему земному шару. Рельеф местности представлен в виде ячеек. Высота каждой ячейки отражает значение максимальной высоты рельефа в данной местности и расстояния безопасного полёта над препятствием.

Принцип работы системы T2CAS заключается в сопоставлении данных базы рельефа (БД) с учётом расстояния безопасного полёта над препятствием и актуальной траектории движения, основанной на показаниях различных датчиков положения и движения самолета.

12.jpg

То есть пилоты имеют дело с безопасной высотой пролёта, что очень важно для холмистой и горной местности. На основе этих данных система рассчитывает траекторию для текущего режима полёта с учетом манёвра ухода от препятствия. Система отслеживает не только вертикальные, но и горизонтальные составляющие полёта. Это позволяет производить оценку пространства не только впереди, по траектории полёта, но и по сторонам. Ширина зоны срабатывания при поворотах составляет 60°. Это, даже при резких маневрах, позволяет информировать экипаж о наличии опасности столкновения в направлении поворота ещё до того, как траектория полёта пересечет опасный рельеф.

Звуковая и визуальная сигнализация срабатывает за две минуты до возможного столкновения с землей. Этого времени достаточно для того, чтобы увести самолёт от столкновения. Кроме того, при срабатывании любой сигнализации на один из дисплеев в кабине пилотов автоматически выводится информация о рельефе от TAWS с закрашиванием рельефа по степени опасности (зеленый, желтый, красный).

Система спутниковой навигации GPS

Система спутниковой навигации GPS состоит из многорежимного приёмника («Thales Avionics», Франция) и антенны GPS (Chelton, США). Система имеет два комплекта. Каждый комплект состоит из многорежимного приемника (MMR), совмещённого с системой инструментальной посадки, и одной антенны. Каждый многорежимный приёмник выполняет приём и обработку данных системы GPS. Далее информация поступает в системы-потребители информации. Данные GPS (координаты, число видимых спутников, целостность) отображаются на страницах двух пультов управления (FMS) для левого и правого пилотов.

Система спутниковой навигации GPS включается при подаче питания на борт. Данные GPS могут быть отключены экипажем. В этом случае навигация осуществляется по наземным станциям VOR/DME (азимутальным и дальномерным радиомаякам) или инерциальным (традиционным) системам навигации.

При отказе GPS загораются текстовые предупреждения, световые и звуковые сигналы, которые сообщают об отказе одного или обоих приёмников, а также о расхождении показаний GPS между приёмниками.

Система измерения радиовысоты (радиовысотомер)

Система измерения радиовысоты на SSJ 100 («Thales Avionics», Франция) состоит из двух комплектов, которые работают для выдачи данных для левого и правого пилотов. В каждый комплект входит радиовысотомер и две антенны: приёмная и передающая. В каждом высотомере реализованы два канала: командный и контрольный, что обеспечивает контроль значения выдаваемой экипажу радиовысоты. При отказе одного радиовысотомера на пилотажную панель выводится значение радиовысоты с оставшегося комплекта. Система измерения радиовысоты включается при подаче питания на борт и не может быть выключена из кабины экипажа.

Радиовысотомер предназначен для точного измерения радиовысоты самолета до земли. Он является разновидностью радара, т.е. использует эффект распространения электромагнитных волн в воздухе с постоянной скоростью.

В случае отказов радиовысотомера включается индикация и сигнализация об отказе одного из радиовысотомеров. При отказе двух радиовысотомеров с пилотажных индикаторов снимается цифровое значение радиовысоты и заменяется четырьмя прочерками (– – – –).

Сертификация

Системы T2CAS, спутниковой навигации GPS и измерения радиовысоты входят в типовую конструкцию самолета. Они проходили испытания в 2010 году в гористой местности и были сертифицирована в 2011 году в составе самолета.

Для системы T2CAS в мае 2011 года было проведено дополнительное испытание по увеличению запасов времени на предупреждение экипажа о возможном столкновении с землёй и получено дополнение к сертификату. Испытания проходили на борту №97004. От ЗАО «ГСС» их проводил летчик-испытатель Александр Яблонцев.

Система GPS соответствует требованиям TSO-C129a, TSO-C144. Программное обеспечение разработано в соответствии со стандартом DO-178B уровень B.

Радиовысотомер соответствует требованиям TSO-C87. Программное обеспечение радиовысотомера разработано в соответствии со стандартом DO-178A уровень 1 для критической системы.

По материалам пресс-службы ЗАО ГСС

29 Jun 2012 08:00 (опубликовано: Monya Katz)

рейтинг: +4+x

fancy-divider.gif

Читайте далее

  • Салон - Лучший комфорт в своем классе, сравнимый с магистральными лайнерами Салон суперджета - наиболее просторный и комфортный в классе региональных (ближнемагистральных) лайнеров и сравним по уровню комфорта с узкофюзеляжными (магистральными) машинами ...… (+7)
  • Центровка | Влияние на расход топлива - sys пишет: Самое смешное это то, что эти 3% от законцовок легко набираются оптимизацией центровки. Engineer_2010 пишет: Понятное, что при смещении центровки назад уменьшаются балансировочные потери. Однако, что Вы подразумеваете под процессом...… (+6)
  • Бортовая Система Технического Обслуживания - SSJ 100: Лицом к технику Разработчики этого самолёта сделали много хорошего не только для удобства пассажиров, бортпроводников и пилотов, также они хорошо позаботились об удобстве для инженерно-технического персонала, который трудится на...… (+6)
  • Аварийно-спасательное оборудование - Описание работы аварийного трапа на самолёте SSJ100 Источник: r_fardeev «Лучше быть готовым к тому, что ни когда не случится, чем не готовым к тому, что случиться может» (Китайская мудрость) Производитель аварийных трапов для нашего самолета...… (+6)
  • Двигатель SaM-146 - Ответы на некоторые вопросы про двигатель TFRS пишет: Ох, надо бы внести свои 5 копеечек насчёт СаМа. Так скажем, взгляд изнутри. 1). Разработка СаМа фактически началась в 2002-ом. Дай бог, в серию запустится в этом году1. Итого 8 лет. Для...… (+6)
fancy-divider.gif

Случайные статьи