Ту против Ан
рейтинг: +3+x

Иногда возникает вопрос: почему именно появление семейства RRJ 75 / RRJ 95, по мнению критиков, имело такие роковые последствия для «Тушки»? Почему в этом виновато «вселенское зло» в образе SSJ, а все остальные «белые и пушистые»? Лично у меня совсем другая точка зрения.

Кто более подходит на роль кукушонка?

(именно этот ярлык пытаются приклеить SSJ 100 авторы Китицин&Панфилов)
В 2004 г, когда Ту-334 уже вовсю летал и даже получил Сертификат Типа и Карту данных к нему (пусть и сильно урезанные), наш самолёт ещё только проектировался, а большинство критиков проекта (включая и многих руководителей авиапрома) дружно называли его не иначе, как «бумажный самолёт» и уверяли окружающих в том, что никто не собирается его строить вообще!

Но в это же время, в декабре 2004 года, совершил первый полёт другой самолёт — Ан-148. Семейство Анов, как и семейство RRJ, тоже предусматривало создание линейки машин на 75 и 95 пассажиров. Причём, если наш самолёт позиционировался для выхода на зарубежный рынок, то Ан-148 создавался исключительно для внутреннего потребления. Я думаю, что антоновские менеджеры и конструкторы в 2000 году, на начальном этапе проектирования Ан-148 (через год после первого полёта Ту-334), прекрасно понимали, что все три машины (SSJ-100, Ан-148/158, Ту-334) являются прямыми и непосредственными конкурентами на рынке. А любой продукт создаётся для того, чтобы обойти конкурентов и отвоевать как можно большую нишу для себя, а не для помощи в развитии чужих проектов.

В 2007 году (SSJ ещё не взлетел) Ан-148 завершил сертификацию и начал потихоньку завоёвывать своё место под солнцем: стали появляться заказы, заключаться контракты, разворачиваться производство в Воронеже. Я думаю, что деньги на разворачивание производства на ВАСО, вкладывало всё-таки правительство России, а не Украины. Как следует из презентаций «Иркута», количество вкладываемых денег с годами постепенно росло и продолжает расти дальше. Значит, в РФ были и есть деньги не только на проектирование и испытания SSJ, но, как минимум, и на освоение в производстве ещё одного самолёта, уже испытанного и сертифицированного. А к таковым относились Ту-334 и Ан-148. То есть, ОАК мог вложить эти же деньги в разворачивание серийного производства Ту-334 на КАПО, а не Ан-148 на ВАСО. Однако случилось обратное: в серию пошёл Ан-148. Почему? Если уподобиться многим участникам дискуссии, можно придумать много интригующих причин:

  • Тайный умысел фирмы «Боинг» ( «Эрбас», «Бомбардье», нужное подчеркнуть) в продвижении продукта своего друга Ющенко и уничтожения «надежды российского авиапрома» и «главного конкурента Б-737 на мировом рынке».
  • Лоббирование интересов Антонова чиновниками ОАК (естественно за огромные «откаты» на которые строятся дачи на Лазурном берегу и покупаются яхты).
  • И прочее и прочее ….Короче, хватит на десяток статей в стиле АЕХ.

Однако, я не журналист скандальной хроники и не автор детективных сериалов. Поэтому объяснения этого факта у меня чисто технические:

  • У Антонова самолёт получился лучше, чем у Туполева. По мнению моих коллег (инженеров и пилотов), ранее работавших на фирме Туполева и принимавших непосредственное участие в испытаниях Ту-334, проблема этой машины не только в трёхчленной кабине (кабину можно заменить на двухчленную, созданную для той же 204СМ). Основная проблема самолёта в достигнутых тогда реальных (а не рекламных) ЛТХ: крейсерском Махе, потолке, скороподъёмности. О том, что для Ту-334 нужно новое крыло, признавали в своих интервью и сами туполевские руководители (правда это потребовало бы фактически полностью спроектировать и испытать «с нуля» самолёт).
  • Ан-148 имел свой серийный завод в Киеве, а у Ту-334 его не было. Мытарства «Тушки» по Киеву, Луховицам, Таганрогу и Казани не являются секретом.
  • Антонов обладал материальными и интелектуальными ресурсами, поэтому работа над самолётом продолжалась: расширялись условия эксплуатации, устранялись замечания и «белые пятна» по результатам СЗИ1. Туполевцы же «много понадкусывали», но не смогли закрыть. Об этом ясно говорит сравнение Карты данных к Сертификату этих двух машин.
  • Отсутствовали реальные заказы на Ту-334, при наличии таковых на Ан-148. Кстати, один мой коллега, работавший в АК «Алроса», рассказывал о том, как им из правительства «спускали» разнорядку — заказать столько-то Ту-334, так как нужно было набрать стартовый заказ для обоснования выделения денег на серию.

Именно по этим причинам, Ан-148 показался более привлекательным и чиновникам ОАК, и менеджерам из «Иркута» и на него были выделены ресурсы. Таким образом, сейчас мы имеем две конкурирующие машины: SSJ-100 и Ан-148/158. А могли остаться SSJ-100 и Ту-334. Или даже Ан-148/158 и Ту-334. Однако случилось то, что случилось. Так что моё мнение следующее — в том, что Туполевская машина не пошла в серию, появление Ан-148 «виновато» не меньше, чем появление SSJ. А может быть и больше?… Кто знает.

По материалам Engineer_2010

См. также

06 Jun 2012 12:22 (опубликовано: Monya Katz)

рейтинг: +3+x

fancy-divider.gif

Читайте далее

  • Перспективы доработки Ту-334 - История вопроса Популярный миф - Было бы дешевле доработать Ту-334 не хватило денег чтобы продать в Иран Первоисточник этого мифа статья Максима Калашникова (Кучеренко В. А.) Тейл Ганнер SSJ: Первый постсоветский «ероплан» 25.04.2009 …Вы не...… (+1)
  • Контракт Ту-334 в Иран - История знаменитого заказа ста Ту-334 Ираном В 1999 г. новым гендиректором фирмы «МиГ» стал Николай Никитин: мужик противоречивый, но энергичный. Он понял, что фирма на одних военных заказах не выживет – и решил производить еще и гражданский...… (+0)
page 2 of 2« previous12
fancy-divider.gif

Случайные статьи