VNAV
рейтинг: +5+x

Самолет Sukhoi Superjet 100 первым в России сертифицирован по VNAV: АР МАК выдал Дополнение к Сертификату типа на самолет Sukhoi Superjet 100, позволяющее использовать функцию вертикальной навигации VNAV на всех этапах полета.

Engineer_2010:
Справедливости ради — некоторые функции VNAV уже функционировали и использовались на нашем самолёте. Так, после ввода через пульт MCDU (FMS) веса снаряженного самолёта, количества заправленного топлива и прочих параметров, система выполняла расчёт, после чего на шкале скорости на пилотажном индикаторе (PFD) появлялись индексы взлётных скоростей V1, Vr, V2. После отрыва самолёта на том же PFD выводились директорные планки, помогающие выдерживать траекторию набора. На линии пути (индицируемой на навигационном дисплее ND) выводились метки, показывающие точку выхода на эшелон и точку начала снижения. Все эти «прибамбасы» уже давно и эффективно облегчали экипажу пилотирование и самолётовождение. Так что функция VNAV, как и многие другие, появилась на борту эволюционным путём. Задача была не из простых, и много проблем при сертификации было связано с тем, что не только разработчик в лице ГСС, но и власти в лице СЦБО и АР МАК проходили этой дорогой впервые.

Вопрос: Об автоматизации:
1. Информация о количестве заправленного топлива есть в соседней системе. Зачем вводить?
2. Информация о весе. Неужели нельзя оснастить шасси датчиками и снимать информацию о весе? Понимаю, что не просто, но убираем же потенциальный источник ошибок.

Engineer_2010:
1. Таки да, с прямым углом спутал — топливо вводится автоматом при заправке, по данным вычислителя FQIC, а FMS суммирует вес снаряженного самолёта с заправкой и получает взлётный вес.
2. Снаряженный вес надёжнее ввести вручную, ибо на данный момент, хоть и пытались создать систему определения веса самолёта, но ни одна из них не обеспечивает приемлемую точность измерения и надёжность работы. Например, мы взвешиваем самолёт на тензометрических весах (специальные тензодатчики, которые монтируются в виде проставок на гидроподъёмниках). При этом ВС поднимают на подъёмниках и устанавливают строго в линию горизонта, ибо отклонение его продольной оси приводит к перераспределению весов между подъёмниками. Во вторых - вся эта процедура проводится в ангаре, иначе машину будет раскачивать ветром и цифры всё время будут "бегать". Далее - весы всё время проходят поверку т.к. показания датчиков «уходят».

На всех опытных ВС, на которых используется тензометрия для определения нагрузок в полёте, тензодатчики периодически приходится переклеивать по новой из-за изменения их свойств, после чего повторяют всю их тарировку. И кстати, как раз сейчас, эту процедуру приходится проводить на 95003…

Второй вариант измерения веса самолёта — по обжатию амортизаторов опор. Точность у этого метода тоже никакая, ибо на давление азота в стойке и соотв. их обжатие сильно влияют атмосферные условия. Может сложиться так, что по прилёту из средней полосы в жаркие пустыни или морозную Якутию стойки придётся даже разряжать (дозаряжать).

И самое главное — колебания самолёта из-за ветра, во время стоянки в аэропорту, всегда будет вносить неопределённость в измерения. Так что всё-таки надёжнее ввести одну цифру вручную, тем более - один лётчик контролирует расчёт, выполненный вторым.

26 Nov 2014 15:58 (опубликовано: Monya Katz)

рейтинг: +5+x

fancy-divider.gif

Читайте далее

  • Состояние программы на март 2010 - Пресс релиз ГСС от 3 февраля 2010 с достаточно подробным освещением состояния программы http://sukhoi.superjet100.com/mediacenter/press/00217/ 03.02.2010 На сегодня общий налет первых трех опытных Sukhoi Superjet 100 составляет 1300 часов. Выполнено...… (+0)
  • Перелёт в Жуковский - 1 апреля 2009 года – Сегодня два опытных самолета Sukhoi Superjet 100, 95001 и 95003, выполнив перелет Комсомольск Новосибирск Жуковский, успешно совершили посадку в ЛИИ им. Громова. Обе машины продолжат программу сертификационных лётных испытаний...… (+0)
page 8 of 8« previous12...678
fancy-divider.gif

Случайные статьи