Забрал ли Суперджет все деньги, выделяемые бюджетом на авиапром?
рейтинг: +3+x

начало спора здесь

…Недостатка в программах и обещаниях у нас не наблюдается …На практике имеем стабильную господдержку проекта ССЖ в лице ГСС/Сатурн; даже проект 204CM финансируется по остаточному принципу.

…Если бы, да кабы средства госбюджета, потраченные на проект ССЖ, были направлены, например, на развитие и совершенствование проекта Ту-204/214…, то думаю, положительный экономический эффект для РФ был бы гораздо больше…

Да уж, «деньги ГСС», как и знаменитые «деньги партии» не дают покоя поборникам «истинной справедливости». Так и видится картина - «золотой водопад» бюджетных средств, льющийся ГСС и Сатурн, купающиеся в и «скудные мелкие ручейки», достающиеся всем остальным. Со стороны, конечно, всё выглядит элементарно и понятно, а рецепты решения всех проблем общеизвестны и просты, просто на загляденье - надо было просто не давать денег на SSJ и сейчас, самые выгодные куски авиарынка уже лежали бы у наших ног. А вам никогда не приходило в голову, что наличие финансирования, не всегда приводит к появлению результата вообще. Можно вложить 100 рублей и получить отдачу, а можно вложить тысячу …и не получить ничего. Примеров из жизни огромное количество. На одном из рандеву с Центрами, посвящённом нашим будущим планам работ и сертификационных испытаний (на нём присутствовали, как принято, не только большие шефы, но и непосредственные исполнители в лице всевозможных ведущих по темам), во время перерыва, услышал интересную цифру, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. Из всего объема гос. финансирования, выделенного за прошедшие годы (очевидно, в рамках ФЦП с 2005 по 2011 г.г.), на наш проект «перепало» около 4 с чем-то процента. Именно из суммы выделенных, а не просто обещанных средств! Точных цифр после запятой не помню и врать не буду, поэтому согласен округлить эту сумму до 5%. Но тем не менее…

Господа хорошие, вдумайтесь-ка в эту цифру - на SSJ потратили не сто процентов бюджета (как любят вопить на всех углах), не половину, не двадцать и даже не десять процентов! А всего только ПЯТЬ! Получается, что, оставшиеся 95% гос. средств были вложены в остальные проекты и развитие инфраструктуры авиапрома. Однако эти 95% совершенно никого не возмущают и не коробят. В отличие от 5%, потраченных на SSJ. Уже лет шесть, если не больше, дружная свора журналистов, «экспертов» всех мастей и интернетных «спасителей авиапрома», (никогда в своей жизни в авиапроме не работавших), во всех СМИ - в газетах, на ТВ, в интернет-форумах и пр., непрерывно, день за днём, без всякого зазрения совести, тычут нам в лицо этими пятью процентами, обвиняя именно SSJ во всех бедах российской авиации. По их «авторитетнейшему» мнению, на эти деньги ГСС должен был не только спроектировать новый самолёт, испытать его, сертифицировать и запустить в производство, но ещё и поднять на мировой уровень весь российский авиапром! Не много ли, для одного небольшого КБ, может, сразу ещё и ракетостроение надо было спасти?

Мне кажется, что подъём всего авиапрома должен был производиться как раз за счёт остальных 95% бюджетных средств. Раз 5% хватило на новый самолёт, то уж на 95%, тоже можно было что-нибудь склепать. Хотя, в отличие от доморощенных «экспертов», я совсем не склонен считать, что эти средства «растащили», «распилили», «вывезли» и т.д. Часть этих вложений могу наблюдать воочию - у соседей летают две Ту-204СМ, в ЛИИ работает ILS II категории, летом 2009 г. установили новую светотехнику, как в лучших аэропортах и т.д. Думаю, что на эти деньги сейчас модернизируют заводы и лаборатории, закупают станки и обновляют экспериментальную базу в отраслевых НИИ, разрабатывают новые проекты самолётов, вертолётов, двигателей и т.д. Это длительные процессы и результат работы этих средств будет виден не сразу.

p.s. Вся эта бухгалтерия, конечно, не моя область знаний - я «чистый» технарь, а не экономист, поэтому плохо разбираюсь в финансовых документах. Однако уверен, что многие участники дискуссии на форуме, понимают в этом гораздо больше меня. В ФЦП «Развития ГА до 2015 г» перечислены все финансировавшиеся проекты: SSJ, МС-21, Бе-200, Ил-96Т-300 / 400, Ту-204 / 214 / 204СМ, Ми-38, Ка-62, а так же SaM-146, НК-93, ПС-90А-2, ПД-14 и т.д. В отличие от советского периода «тотальной секретности», в нынешнее время, на официальных сайтах ГСС, ОАК и Правительства РФ, публикуются ежегодные отчёты о расходовании гос. средств на те или иные Программы. Почему бы специалистам в экономике, не сравнить эти данные и написать для всех остальных - сколько было потрачено бюджетных средств на каждый из этих проектов за время существования ФЦП (с 2002 по 2011 г.г.). Это будут очень интересная информация, и куда более полезная, чем сравнение расходов топлива в граммах-жопо-километрах, или постоянные причитания о том, как «нехороший Погосян потратил весь бюджет российского авиапрома на проект SSJ»…

…государство финансово поддержало только ГСС и Сатурн…

Какой живучий миф про то, как якобы «все деньги съели ГСС и Сатурн». По поводу государственной поддержки: на SSJ было потрачено около 5% (ПЯТИ ПРОЦЕНТОВ) от финансирования, предусмотренного ФЦП «Развития ГА до 2015 года». Ниже выдержки из этой Программы:
«…Работы распределены по следующим направлениям:
…системы управления; …авиационные двигатели; авионика и другое бортовое оборудование, комплексные универсальные тренажеры нового поколения по основным типам ВС; …авиационные агрегаты и системы…».
В этой же Программе есть и про SSJ:
«…Проект RRJ, который до 2005 г финансировался исключительно за счет внебюджетных средств (921 млн. рублей), с 2005 г реализуется на основе смешанного (бюджетного и внебюджетного) финансирования, в соответствии с гос. контрактом на выполнение ОКР по созданию самолета …доля внебюджетных средств, направленных на реализацию проекта, существенно превысит долю бюджетного финансирования…».
Как можно заметить, часть «скромных остатков» ФЦП в 95% от объёма всех финансов, помимо SSJ, выделялась на развитие авиадвигателей, авионики, агрегатов, систем, тренажёров и т.д. Однако, многие, стараются не замечать данные факты (или делают вид, что не замечают). Хотя эта ФЦП и все её пункты (с указанием выделяемых сумм) находится в совершенно открытом доступе, в инете.

…возникает законный вопрос - если удалось целый самолет в EASA сертифицировать за 5%, почему невозможно сертифицировать там же какую - то долю комплектующих? У производителей комплектующих нет денег?

Хороший вопрос. Вот только кому адресован? По вашему разработчик самолета должен сертифицировать отдельно комплектующие? Или разработчик самолета должен всех за уши вытянуть и всем денег выбить и всех уговорить поработать?
Кто хотел, тот участвует. Например отечественная фирма УКБП. Что остальным мешало? Опять злой Погосян?

…все же, хотелось бы видеть все цифры и ссылки на первоисточник…

С 2002 года, т.е. с года проведения конкурса и появления проекта RRJ : 2002-2005 внебюджет 921 млн руб, бюджет 0 руб.

2006-2010 год внебюджет 16 млрд. 185 млн. руб. , бюджет 15 млрд. 908 млн. руб.(частовстречающиеся в заявлениях чиновников цифры 16 млрд руб или 500 млн. $)

Итого: 2002-2010 внебюджет 17 млрд. 106 млн. руб. , бюджет 15 млрд. 908 млн. руб.
(Это общая сумма на самолет ССЖ-100 + двигатель СаМ-146)

с 2011 году и далее из бюджета средства на программу ССЖ-100 не выделяются, внебюджетные естесственно идут.

С 2011 года средства запланированы на ССЖ-130, из бюджета на 2011 год 40 мил. руб, из внебюджета так же 40 мил. руб., сумма понятно: 80 мил. рублей.

Бюджет на весь авиапром по ФЦП 2002-2010 111 млрд. 808,8 млн. руб. (естественно военная авиация сюда не входит)

Для сравнения, цифры федоровского проекта МС-21:

До начала финансирования из бюджета - финансирование из внебюджета - отсутствует (самолет МС-21 + двигатель ПД-14)
Финансирование из бюджета и внебюджета началось с 2008 года: бюджет 2008-2010 10 млрд. 758,4 млн. руб. Внебюджет 2008-2010: 3 млрд. 4991,9 млн. руб.

Финансирование продолжается, запланировано на 2011-2013 гг: бюджет 46 млрд. 69,8 млн. рублей, внебюджет 26 млрд. 619 млн. рублей.

Бюджетные деньги на весь авиапром 2011-2013: 144 млрд. 118,2 млн. рублей.

Как видим, МС-21 кушает 32% всех бюджетных денег на авиапром, но при этом ни один журналист и слова не сказал, зато к 5% потраченных на Суперджет - ежедневные претензии во всех СМИ и форумах. Чей заказ?

Источники:
ФЦП от 2001 года http://www.zakonprost.ru/content/base/60359
Изменения 2006 года http://www.referent.ru/1/96991
Изменения 2008 года http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/93266/
Изменения от 2011 года http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_181724.html

…а 5% в абсолютном значении - это сколько?

Поскольку пишут, что гос. субсидии на SSJ составляли не менее 1/3 стоимости всего проекта, а на официальном сайте ГСС эта стоимость равна 1,4 млрд. долларов, то это примерно 450-500 млн.
Тогда остальные 95% Программы, должны составлять порядка 9,0-9,5 млрд.

…не сразу сообразил, что это объем средств за 10 лет.

Если соотнести объём средств с прошедшим периодом - с 2002 по 2011 г.г., то получается по 1 млрд. долларов или 30 млрд. рублей в год. Деньги неплохие, особенно если добавить к ним ещё два раза по столько внебюджетных средств. Правда, проблема в том, что подобные суммы внебюджетных средств можно получить только под коммерческий проект, т.е. дающий высокие шансы их вернуть. Под «чистую» науку их получить непросто, если вообще возможно.

По материалам Engineer_2010, YVO

06 Jun 2012 14:36 (опубликовано: skydiver000)

рейтинг: +3+x

fancy-divider.gif

Читайте далее

  • А почему Ан-148 разработан за меньшие деньги? - ГП Антонов уже лет так 8 денег от государства не берет, точнее не дают Не из зависти, а просто как констатация КБ Антонова владеет собственным стендовым и лабораторным оборудованием для проведения статических, ресурсных и многих других видов...… (+8)
  • Результаты проверки генпрокуратурой - Из документов проверки расходования средств и на Суперджет и на двигатель к нему следует, что с 31.08.2005-го по конец 2010-го (далее финансирования программы фактически не было) затраты были Самолет Суперджет-100 деньги бюджета: 12,371 млрд.руб...… (+5)
  • Когда "Сухой Суперджет" выйдет на окупаемость - Самолет Sukhoi Superjet получил разрешение на эксплуатацию в Индонезии, где полгода назад во время демонстрационного полета один из лайнеров потерпел крушение. Первый Суперджет Индонезия получит уже в декабре. Теперь репутация модели не...… (+5)
  • И ещё про деньги бюджета на Суперджет - интересно, а сколько денег, из бюджета РФ, через дотации на ССЖ, уходит за границу??? Цитатка за март 2012 г « Реально, по различным оценкам, напрямую из бюджета России на производство самолета уже потрачено около 3 млрд. долларов ». Если бы...… (+4)
  • Главный авиапроект России оказался под угрозой - Федеральный бюджет выделил недостаточно средств на разработку Superjet-100, рапортует Счетная палата: проект под угрозой срыва Бюджетное финансирование Superjet (самолет собирают «Гражданские самолеты Сухого», ГСС) и двигателей для него Sam-146 (НПО...… (+2)
  • Кредиты, полученные ЗАО «ГСС» - Следует помнить, что кредиты получают и на текущую деятельность, и для выплаты ранее взятых кредитов. Ранее взятые займы могут быть оплачены из новых кредитов потому, что: 1. Или подошло время выплаты облигационного займа 2. Или удалось привлечь...… (+2)
page 1 of 212next »
fancy-divider.gif

Случайные статьи